Киевский экспериментальный керамико-художественный завод

28 января 2025

Творчество дает возможность перенести свое видение мира на материальные формы. Удивительное свойство искусства в том, что оно способно консолидировать политику и культуру, пронеся через века частички истории отдельных государств, которые возможно уже и не существуют. Характерный пример тому ушедший в прошлое СССР и хранящая о нем память продукция Киевского Экспериментального Керамико-Художественного Завода.

История возникновения и развития производства

По завершении гражданской войны руководству молодого государства приходилось создавать все заново. Выпуск фаянсовой и фарфоровой продукции начал увеличиваться, но вопрос подходящих для керамики красок в необходимых объемах и по умеренным ценам стоял весьма остро. На территории УССР эта проблема оказалась в ведении треста «Укрфарфорфаянс». В связи с этим 3 мая 1924 года создали мастерскую (лабораторию) по созданию керамических красок на базе местного сырья. В штат входило всего три человека, но уже к концу августа насчитывалось 19 работников под руководством профессиональных химиков-технологов и художников, специализирующихся на керамике. Официальным началом работы считается 17 сентября 1924 года, а первую партию красок выпустили уже через 3 месяца.

Постепенно осваивали новые технологии и ассортимент продукции расширяли: в июне 1925 года начали производство деколей, в это время в промышленность поступало 29 оттенков подглазурной краски и три люстра. Если говорить об объемах, то по отчетности за 1925-1926 год лаборатория со штатом в 31 человек производила почти 4 тонны керамической краски, а к 1930 году объем вырос до 96,5 тонн. Штат увеличили до 63 человек и в следующем году уже выпускали 40 оттенков в объеме 121 тонны. С этого времени мастерская получает более высокий статус, ей присваивают название «Киевская фабрика красок и декалько». В 1934 году происходит объединение нескольких родственных структур в одну.

Экспериментальный керамический завод Укрфарфорфаянстреста включил:

  • фабрику красок;
  • химическую лабораторию;
  • лабораторию художественной керамики;
  • завод по художественному оформлению фарфора.
  • посуда и бытовые столовые приборы;
  • скульптурные композиции;
  • вазы, сувениры и прочие предметы интерьера.

Специализация компании сосредоточилась на фаянсе и фарфоре. Развивалось оно в двух областях: одно сосредоточилось на технологиях производства сырья, красочных и эмалевых покрытий, соответствующего оборудования, а вторая — на усовершенствовании художественного оформления, причем в масштабах всей республики. К решению этих задач привлекались ведущие молодые мастера в области технологий, графики, гравировки, прочих представителей выразительного искусства. С 1939 года этот экономический субъект получает известное нам наименование Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (сокращенно — КЭКХЗ).

С началом ВОВ оборудование и документы вывезти не успели, поэтому за время немецкой оккупации все было уничтожено пожаром. Когда город освободили в 1943 году, то те, кто выжил, немедленно занялись переоснащением предприятия и восстановлением технологий. Главной задачей было наполнить рынок бытовой посудой, но параллельно развивалось направление скульптуры. Стандарты были снижены, где только можно, к примеру, кварц заменили обычным песком, а печи работали на дровах.

В связи с нехваткой профильных специалистов к декоративному оформлению привлекали народных мастеров, в результате была образована соответствующая школа при заводе. Другие специалисты сосредоточились на изысканных изделиях в восточном стиле, который сейчас называют «шинуазри», на отдельных предметах стали изображать портреты общественных деятелей и исторических личностей, создавали авторский фарфор. Также развивали направления в стиле «сталинский ампир», но эти предметы сейчас из области раритетов, так как во время развенчания культа Сталина в большинстве были уничтожены и сохранились только на фотографиях. Посуда, вазы и скульптура того времени получали соответствующие имена: «Победа», «Советский Киев» и подобные. Эти образцы отправляли на выставки, размещали как экспонаты в музеях и активно использовали для оформления различных общественных заведений.

Постепенно КЭКХЗ выходит на ведущие позиции в СССР. Изделия завода с успехом выставляли на международном уровне в странах Европы, Азии, Южной Америки. Одновременно проводили автоматизацию процессов, проводили эксперименты с тонкостенным цветным фарфором, использовали в декоре кружево и драгметаллы, а работники повышали квалификацию с использованием зарубежного опыта, в том числе на заводах Чехословакии. Все было направлено на повышение качества и увеличения объемов выпуска. В итоге в 60-х годах продукция КЭКХЗ не только покрывала внутренние заказы, но и на должном уровне вышла на международные рынки, уезжая в Великобританию, Германию, Испанию и другие страны. Общее количество художников завода в те годы составляло 15 человек, а за форму отвечали 4 скульптора.

В 1964 году КЭКХЗ переезжает в новые модернизированные цеха, где вместе с 250 действовавшими работниками уже помещается 800 человек. Число персонала росло с каждым годом, завод развивался, давал рабочие места и обеспечивал другие заводы красками и деколями, а население красивой и нужной продукцией вплоть до 1993 года. Началась приватизация, и теперь предприятие получило название ОАО «ДЕФФА».

Ассортимент оставался прежним:

Большая доля уходила на экспорт. Продолжали выпускать краски и расширили ассортимент стеклянной тарой (ликероводочные бутылки из фарфора). Как и многие фарфорофаянсовые производства, завод не выдержал конкуренции с Китаем и остановил деятельность в 2006 году. Уникальная коллекция фарфоровых изделий исчезла в неизвестном направлении. Но это был не конец. В 2012 году на базе его мощностей создали фирму «Киевфарфор», что сейчас происходит на этом предприятии, не известно.