Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Ремесленника и коллекционера Андрея Трубецкого в его родных Бешенковичах многие считают чудаковатым. Он собирает старинные вещи, бывает, что ныряет в Двину — и поднимает со дна тяжелые якоря. Мужчина часто ездит по соседним деревням, и бабушки дарят ему старинные прялки, посуду, одежду. Может прийти в пункт приема металлолома и унести оттуда старый инструмент. Так Трубецкий собрал почти 4 тысячи артефактов.
Андрей уверен, что все эти предметы живые. По его словам, за каждой вещью в его коллекции стоит предок, который ею пользовался, и он имеет право на то, чтобы мы, потомки, его не забывали. Правда, хранить находки, которые могут уместиться в целом музее, негде, но коллекционер верит, что его «исторической свалкой» заинтересуются спонсоры.
По образованию Трубецкой финансист. Мужчина пятнадцать лет работал в государственных организациях: в «Белгосстрахе» и Облсельхозпроде, потом открыл небольшую строительную фирму. Бизнес прибыль не принес, фирма продержалась на рынке лет семь и закрылась. Сейчас Андрей занимается художественной ковкой, а по совместительству охраняет местную воинскую часть: сторожит там старый понтонный мост через Западную Двину.
Андрей гордится своим родом и фамилией. По его словам, роду Трубецких около шести веков. «У меня есть копия письма 1450-го года, где помещик Воронич просит полоцкого воеводу отдать ему деревню Мильковичи, которая была в собственности у князя Ивана Трубецкого, сбежавшего в Москву служить в царский дворец. Полагаю, что князь мой предок. Ушел он отсюда, будучи Трубецким, а в Москве поменял фамилию на Трубецкой», — рассказывает коллекционер.
Интерес к краеведению и коллекционированию у Андрея возник в детстве. Все благодаря учителю истории, у которого под каждый параграф в учебнике были свои удивительные истории и рассказы. И они цепляли. Андрей так заинтересовался рассказами, что начал ходить по окрестностям и искать разные старинные предметы. Одних только монет он в детстве собрал больше ста. Находил курительные трубки, военные предметы, гильзы. Западная Двина раньше была главной кормилицей для жителей Бешенковичей. На гербе города изображен корабль: с семнадцатого века здесь действовала большая пристань для торговых судов, поэтому дно реки просто усыпано артефактами, среди которых якоря.
«Я живу на берегу реки, люблю смотреть на нее. Увлекаюсь подводной охотой, изучил все дно в пределах города и натаскал оттуда много железа. А поднимать со дна якоря меня вдохновил один хороший друг. Вижу однажды, плывет он как-то на лодке, а на корме огромный якорь. Говорит, что нашел вещь всего в трех метрах от берега. А мне стало интересно, и я стал шарить по дну Двины, чтобы найти якорь. Якоря опускали на пеньковой веревке, она часто рвалась», — рассказывает Трубецкий.
Так река стала дарить упрямому дайверу интересные находки. Теперь он знает, по каким признакам можно определить, что под илом точно лежит якорь. Чтобы достать артефакт, приходится проделать большую работу: сдвинуть камни, раскопать сам якорь, привязать к нему цепь, а потом поднять на лодку. Работать на дне с аквалангом сложно, часто приходится нырять без него, минута работы под водой и вверх набрать воздух, и так много раз. Всего дайвер поднял со дна три десятка якорей, сделанных в семнадцатом-двадцатом веках. Самые старинные — кованые, современные — литые. Самый тяжелый якорь в коллекции Трубецкого весит 220 килограммов. В мае 2018-го года в городском парке открыли аллею, на ней девять якорей, которые Андрей Трубецкий поднял со дна Двины. Среди них и тот 220-килограммовый тяжеловес. Один якорь Андрей поставил у входа в свой дом.
Кроме якорей, Андрей собирает еще старинные орудия труда. Это самая большая часть его коллекции, состоящая из тысяч артефактов. В ней топоры, рубанки, косы, молотки, серпы, гвозди, жернова, прялки, весы, швейные машинки, есть даже плуг и ткацкий станок. Перечислять все эти предметы можно часами. «Склад древностей» сейчас находится в производственном помещении, которое принадлежало строительной фирме коллекционера. Когда она закрылась, помещение перешло к другому владельцу, но тот разрешил Андрею хранить коллекцию там.
Заинтересовался Андрей орудиями труда наших предков в 2011-м году. Вначале задумал это как музей ручного инструмента от неолита до современности. Первыми в коллекции появились четыре рубанка. Потом стало одно за другое цепляться, появились другие инструменты: слесарные, кузнечные, потом пошли бытовые. Инструменты коллекционер тоже находит на дне реки, многие — на полях и в заброшенных домах.
««Чермет» — наш местный пункт второсырья, святое место для меня! Если бы я бывал там чаще, то коллекция была бы в несколько раз больше. Приемщица мне иногда звонит: «Андрэй, прыходзь: прынеслі такі тапор, як ты любіш». Прибегаю — а там чудо, каменный топор эпохи неолита! Сейчас у меня два таких доисторических топора. Однажды на мою коллекцию пришли посмотреть сотрудники из Академии наук, увидели эти топоры и сказали, что один из них не предназначался для работы, а был статусной принадлежностью вождя. А всего в моей коллекции около полутора сотен старинных топоров», — рассказывает коллекционер.
Еще в коллекции Андрея много весовых гирь, ведь Бешенковичи — торговый городок, в начале двадцатого века здесь работало почти две сотни лавок. Все продавалось и, конечно, взвешивалось. Кроем гирь есть старинные весы. «Бязмены» — ручные рычажные весы, и «шалі» — чашечные, несколько штук времен Петра Первого. Для Андрея важно, что почти все предметы из коллекции принадлежат бешенковичской земле. По этой коллекции можно изучать историю города.
Ездит Андрей по соседним деревням, покупает у бабушек старинные предметы. В одной заброшенной деревенской хате он нашел красивый деревянный шкаф — полностью из массива, никакой фанеры. Еще интереснее этот шкаф оказался внутри, на дверцах настоящий семейный архив: хозяева делали там заметки, когда отелилась корова, когда резали свинью. Иногда коллекционер находит такие вещи, что их назначение не понимают даже старожилы.
«Вот, например, какой-то секторный зажим. А для чего он? Спрашивал у местных стариков, никто не знает. Выкладывал фотографию в интернете — одни предположения. Кто-то полагает, что этой штукенцией зажимали кожу. А один моряк сказал, что это гаагак — приспособление для сращивания веревок. Дать точные ответы никто не может. И так вещиц у меня пару десятков», — говорит Трубецкой.
Многие местные жители считают Трубецкого чудаком, советуют все распродать и жить безбедно. Вот только без коллекции Андрей не может представить своего существования. Местная маргинальная публика целенаправленно ищет какие-то старые вещи. Они знают, если принесут что-то интересное, то Андрюха даст на пару бутылок.
Андрей Трубецкий жалуется, что посетителей немного. Иногда приходят школьники, студенты, бывают иностранцы. Проблема в том, что город расположен не на туристическом маршруте, турфирмам невыгодно сюда ездить. Витебск, Полоцк, Березинский заповедник интересные для иностранцев направления, но Бешенковичи стоят как-то в стороне. Что делать с коллекцией дальше, владелец не знает.
«Сейчас музей находится уже не в моем здании. С владельцем я в хороших отношениях, но мне пришлось уплотнить все в кучу, и коллекция больше похожа на свалку. Небольшая часть экспонатов выставлена в школе — там для меня выделили один отдельный класс. В мэрии мне предлагали целое здание, но это большая ответственность. Нужно нанять хранителя фондов, бухгалтера, сторожа, экскурсовода, платить им зарплату. А еще нужно платить коммуналку, обслуживать здание. А откуда я в Бешенковичах возьму столько посетителей, чтобы окупить затраты? Надежда только на частных инвесторов», — рассказывает коллекционер.