Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Тепло и красота изделий из фаянса создают в доме атмосферу уюта и у многих вызовут ностальгические чувства. Вот только все это уходит в прошлое, рыночные отношения не дали шанса выжить огромным заводам, кормившим целые поселения, а все, что от них осталось, теперь является истинным раритетом.
Одним из таких выступает конаковский фаянс, память о котором хранится в первом музее в Тверской области, посвященному исключительно сбережению остатков продукции когда-то знаменитого на всю страну Конаковского фаянсового завода.
Создание и развитие завода
В середине 1807 года несколько специалистов-иностранцев, имеющих определенные познания в фаянсовом деле: два выходца из Богемии и один имеющий саксонские корни, решили создать собственное предприятие. Для этого была арендована часть лесного массива на 20 лет в целях строительства одной из первых в России фаянсовых мануфактур.
Ограниченность в финансах и отсутствие достаточного опыта сыграли злую шутку с начинающими предпринимателями и дело не пошло. Уже в 1810 году завод был продан Андрею Яковлевичу Ауэрбаху — провизору из Лифляндии (нынешняя Прибалтика), который оказался талантливым организатором и за 10 лет смог создать достаточно большое предприятие. Проблема возникла в связи с переходом собственности на арендованную землю, новый владелец потребовал освободить территорию к 1829 году.
На этом история завода в Домкино заканчивается и начинается ее развитие в Кузнецово, где Ауэрбах приобрел земли и куда за два года к положенному сроку перевез все, начиная с людей и оборудования и заканчивая зданиями. В этом же 1829 году продукция завода занимает второе место на Первой публичной выставке русских мануфактур.
Достижения Ауэрбаха на этом поприще вскоре были признаны на государственном уровне: ему одному из первых дали право использовать на своих изделиях государственный герб. В следующие 20 лет завод активно развивается, выпуская как комплекты посуды, так и единичную продукцию. Используется как ручная роспись, так и новая по тем временам технология печати. Но дальше владелец завода не смог приспособиться к изменяющемуся рынку, предприятие стало терпеть убытки и Ауэрбах продал его знаменитому фарфоровому магнату Матвею Сидоровичу Кузнецову в 1870 году.
В руках нового владельца предприятие просуществует до самой революции, став частью огромного фарфоро-фаянсового товарищества. С этого момента началось обновление завода: внедряются новейшие технологии, покупается оборудование, значительно расширяется ассортимент, кроме фаянса начинают выпускать фарфор.
Перед мастерами поставлена задача удивить и развлечь покупателя, с чем они с успехом справляются, создавая посуду в форме овощей, фруктов, орехов и даже готовых блюд с достаточной степенью достоверности. Еще одним направлением стала модная по тем временам жанровая скульптура. Дополнительный сегмент рынка — русская церковная утварь, среди самых востребованных: иконостасы и киоты.
За этот период фабрика получила множество престижных наград, в том числе первое место на Всемирной выставке в Париже 1889 года и 1900 года. Множество изделий тех лет заняли достойное место и бережно хранятся в музеях Российской Федерации по сей день.
Кузнецовские фабрики с приходом советской власти были национализированы, а ассортимент частично обновлен. Некоторое время были трудности с доставкой продукции потребителю из-за гражданской войны, поэтому завод испытал финансовые проблемы, рабочие подолгу были без оплаты труда. Но как только военные действия закончились, фабрика стала активно развиваться и одним из новых направлений стал агитфаянс.
С 1924 года предприятие носит имя М. И.Калинина. Специализация постепенно сужается, остаются исключительно доступные по цене широкому потребителю фаянсовые и майоликовые изделия. В 1930 году происходит переименование поселка с Кузнецово на Конаково, соответственно переименовывают и фабрику: вначале «Конаковская фаянсовая фабрика имени М. И. Калинина», а с 1937 года — «Конаковский фаянсовый завод имени М. И. Калинина». Объемы выпуска постоянно растут и в середине 1930-х годов составили 34 млн штук изделий в год. Над росписью изделий работают талантливейшие художники молодого государства.
За время Великой Отечественной войны завод не прекратил работу, хотя в определенный момент его готовы были уничтожить, когда был риск захвата территорий фашистами и многие мастера ушли на фронт. После Победы многие специалисты вернулись на прежние места работы, а оборудование из эвакуации, в местном художественно-ремесленном училище начинают готовить достойную смену.
Продукция снова становится знаменитой, развивается торговля с европейскими, азиатскими и даже частью африканских государств, а также изделия продолжают побеждать на выставках, к примеру, получают первое место на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Увы, как и многие другие отечественные предприятия этой отрасли, в начале ХХ века завод не смог конкурировать с дешевой импортной продукцией, далеко не все смогли остаться ценителями прекрасного в условиях собственного выживания. В 2013 году предприятие полностью прекратило свое существование, а рабочим пришлось переквалифицироваться.
Создание музея «Конаковский фаянс»
Создать уникальный музей получилось благодаря энтузиазму одного частного коллекционера, именно ее собрание сейчас составляет основу экспозиции и уже завещано государству. Как рассказывает владелица, ее весьма тронуло, как уже фактически на «развалинах» огромного предприятия горстка увлеченных своим делом людей из остатков материала продолжали создавать прекрасные вещи. Это был уже конец и робкие попытки отсрочить неминуемое. Церемония открытия музея состоялась в здании местной библиотеки в апреле 2012 года.
Помещение небольшое, поэтому в постоянной экспозиции представлено около 300 предметов, их периодически дополняют из запасников. Посетители могут увидеть, как предметы бытового назначения вроде сервизов, отдельных чашек и тарелок, кувшинов и салфетниц, так и красочные скульптурные композиции, включающие человеческие персонажи и представителей животного мира.
Каждый предмет ярок и уникален, настоящий предмет декоративно-прикладного искусства. Кроме того, конаковский фаянс бережно сохраняется и представлен в экспозициях Тверского государственного объединенного музея, а также Тверской областной картинной галереи, у которых имеется несколько тысяч экспонатов.