Короткая, но яркая история патефона
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Возникал ли у вас когда-либо вопрос: как появляется след от карандаша? Каким был первый материал, послуживший идеей такого инструмента? Каждый понимает, что первым инструментом рисования был древесный уголь, вытащить обгоревший кусок из костра и нарисовать что-то на камне наверняка додумались ещё в каменном веке. Потом придумали обжигать, например, ивовые палочки в запечатанном глиной горшке. Но когда стали изготавливать настоящие инструменты для рисования? Давайте заглянем в прошлое.
Предшественники карандаша
Происхождение слова «карандаш» по мнению лингвистов идёт от тюркского karadas — «черный камень» или турецкого karatas — «чёрный сланец». Можно считать, что первыми изобретателями инструмента, основной принцип действия и внешний вид которого максимально похожи на изделие для рисования, были итальянцы.
В XIV веке живописцы для создания портретов и обнаженных тел стали использовать черный глинистый сланец, так называемый черный мел. Они сами изготавливали себе инструмент в форме стержня. Немного позже придумали создавать такой инструмент путем смешивания жженой кости с растительным клеем, после обжига в печи материал приобретал прочность.
Французы придумали свой инструмент, который делали из смеси белой глины и сажи. Он носил название «парижский карандаш» или «соус». Такие карандаши меньше царапали бумагу, чем итальянские, оставляя четкий черный след. Даже в настоящее время они находят свое применение у художников. В XV веке придумали добавлять к глине природные жиры и пигменты, так родилась «пастель». А Леонардо да Винчи с использованием подобной технологии и окислов железа создал карандаш, рисующий красным цветом.
Графит был найден в XVI веке в Англии. Местные пастухи обнаружили относительно мягкий материал, который оставлял черный след, из него делали палочки, которыми можно было рисовать или помечать овец в стаде. В XVII веке его уже активно использовали художники, а чтобы графит не пачкал руки его оборачивали бумагой или зажимали между кусочками дерева и обвязывали бечевкой. В те времена графит активно продавали уличные торговцы.
Деревянные карандаши
Первый карандаш, похожий на современные, упомянут в записях 1683 года. В это время в Германии начали выпуск деревянных карандашей, стержнем которым служила смесь графитового порошка, серы и клея, качество было ниже натурального материала, но стоимость удалось сильно снизить. За счёт хитростей производителя, который оставлял пустым часть стержня, а для приманки вставлял в начало стержня настоящий графит, товар быстро потерял спрос.
В XVIII веке парламент Англии запретил экспорт графита из страны, наказанием была смертная казнь. Поэтому редкие контрабандные партии в Европе стоили огромных денег. Француз Николя Жак Контэ в 1794 году создал рецептуру грифеля с графитом и глиной, который после определенной обработки температурой становился твердым, причем пропорции смеси задавали уровень конечной твердости (чем больше содержание графита, тем темнее и мягче след от стержня). С тех пор классификация выглядит следующим образом: Н или Т — твердый, В или М — мягкий, НВ или ТМ — средней твердости.
В России же серийное производство карандашей с XVIII века наладил Михаил Ломоносов на территории Архангельской губернии, благо графита и дерева было вдоволь. До его усовершенствований мастер тратил до 5 дней, а на его производстве была получена дневная норма 144 штуки.
Форму шестигранника впервые изготовили под конец XIX века. Ее предложил немецкий промышленник Лотар фон Фаберкастл как усовершенствование круглого сечения, исключительно для устойчивости предмета на ровных поверхностях и во избежание падения карандаша на землю, что вело к его порче.
В СССР карандашная фабрика открылась в 1926 году. Основателем был американец Арманд Хаммер, но спустя всего четыре года предприятие было выкуплено государством, после чего запустило выпуск цветных карандашей.
Механический карандаш
Использование дерева было достаточно неэффективным расходованием материала, а 2/3 грифеля вообще шло в мусор в результате заточки. Первыми, кто предложил механические карандаши разных конструкций, положившим начало новой эры в развитии канцелярии, были американец Алонсо Таунсенда Кросса в 1869 году и молодой японец Токудзи Хаякава в 1912 году. В современных стержнях вместо глины используются полимерные материалы, позволяющие создавать тончайшие и одновременно прочные грифели, вплоть до 0,3, а то и 0,2 мм.