Подарок нефтянику
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
В быту наших предков было множество предметов, названия которых сейчас мы даже не знаем. Один из них — квашня. Она считалась живым существом с собственным сознанием и огромными силами, отсюда и отношение было как к священному предмету, который в основном ассоциировался с женским лоном и зачатием ребенка.
Что такое квашня и как ее использовали?
Квашня, иначе называемая дежа, дежка или квашонка — это кадка из дерева (дуб, осина, липа) или глины, в которой готовили тесто. Ее выдалбливали из цельного ствола или составляли как бочку из отдельных досок, скрепляя обручами и клепками. В любом случае это была круглая емкость с расширяющимися к верху краями. Размеры были разные: высота 50-100 см с диаметром 60-120 см. Если семья была большая, то большой размер был в самый раз.
Основное предназначение — выпечка хлеба. Опара состояла из воды, муки и закваски, и ее было принято замешивать рукой, иногда специальной лопаткой. Настаивалась опара до 8 часов под плотно закрытой крышкой или тканью.
Обряды и поверия
Приметы начинались с самого момента создания емкости. Если хлеб выходил недостаточно вкусным или не поднимался, квашню требовалось исправить. Можно было добавить клепку, меняя четное на нечетное их количество и наоборот, окуривали предмет разными травами, ставили во двор на большие религиозные праздники, а иногда действовали и более «строго»: переворачивали дном кверху и втыкали нож, сверху поливали кипятком или просто били, считалось, что такими способами можно исправить ее характер. У квашни были даже именины — Великий четверг на Страстной неделе: ее мыли (что происходило всего раз в год, так как остатки теста служили закваской), натирали солью, луком и чесноком, опоясывали чистым полотном или красным кушаком, покрывали свежей скатертью, помещали сверху хлеб и соль, после чего она оставалась во дворе до восхода солнца. Трактовали этот ритуал по-разному, но он всегда подразумевал осознанное поведение самой квашни.
Квашня или дежа считалась весьма подверженной влиянию сглаза, поэтому передавать ее кому-либо на время было недопустимо, а если прикоснется мужчина или даже просто подойдет к ней, приблизится корова или перелетит курица, то хлеб также может быть испорчен, так как квашня могла обидеться. Квашню ни в коем случае нельзя было ставить прямо на землю, для этого подстилали женскую одежду, накрывали мужской или наоборот. По другим традициям ее место было на специальной лавке под образами, а сверху накрывали особой скатертью.
Использовали кадушку и как оберег:
Большую роль она играли и при свадебных обрядах. В отдельных регионах новобрачных сажали на квашенку, накрытую овечьей шкурой. Это должно было принести благополучие и счастье в молодую семью, обеспечить большое потомство.
Достаточно часто во время обряда расчесывания и надевания женского головного убора на нее сажали молодую жену. После этого девушке предлагали спортивное испытание: полагалось стать в кадку и выпрыгнуть из нее, если все получалось легко, то пророчили легкие роды, а вот если это давалось с проблемами, то предсказывали даже несчастье в замужестве.
Испытания на чистоту невесты тоже проводили с использованием дежи: обводили вокруг кадки и предлагали сесть на нее, если честь была запятнана — невеста не могла на нее сесть и садилась на поставленный рядом табурет. Этим же целям служила перевернутая квашня, накрытая полотном на пороге двора или дома в Белоруссии, если невеста становилась на нее, то это служило верным признаком ее невинности.
Попытка обмануть дежу была большим грехом, который повлечет гибель скота, много лет неурожая, гибель детей и вечный разлад в семье. Поэтому не сохранившей девственность невесте рекомендовалось перепрыгнуть или обойти квашню. Для большого потомства перед входом в спальню новобрачных также ставили эту емкость, как символ плодородия. А самым своеобразным был обряд «рождения» в новом доме: квашню накрывали скатертью и девушка, став на нее, должна была полностью переодеться в присутствии всей семьи в новые одежды.
В действительности обрядов и поверий, связанных с квашней, было достаточно много и, если описывать все, потребуется написать целую книгу. В каждой губернии Российской империи были свои традиции, связанные с плодовитостью, благополучием, здоровьем, а также различными предсказаниями, в основном связанными с будущим замужеством.