Квасник

28 июня 2024

Название сосуда, о котором пойдет речь, говорит само за себя — это была емкость для дрожжевого или фруктового кваса. В этом дисковидном сосуде квас хранили и подавали на стол. Так как квас принято считать исконно русским напитком, то и квасник можно считать русским национальным сосудом для напитков.

Как появился бублик с носиком

Разумеется, квас на Руси придумали намного раньше, чем зафиксировали в письменных источниках, где первое упоминание о нем встречается в 988 году н.э. при правлении князя Владимира. Первоначально этот напиток был священным и использовался для ритуалов. Доподлинно известно, что в XV веке изготавливали свыше 500 разновидностей фруктового и зернового кваса. Пшеница, рожь, ячмень были в изобилии. Купить его можно было в «квасных дворах» или на ярмарке в «квасном ряду».

В то же время каждая хозяйка готовила квас сама и в каждой семье были свои секреты по приготовлению этого напитка. Помимо общей пользы для организма человека, его считали лечебным: его пили для снижения температуры, от водянки, употребляли для реабилитации после болезни. Любопытный факт: в старину квас был хмельным напитком, крепость могла быть на уровне современного пива или даже крепкого вина (около 15 градусов), а тех, кто занимался его изготовлением и реализаций, как и тех, кто его употреблял, называли квасниками. Не сложно заметить, что дошедшее до наших дней слово «квасить», выступающее аналогом слова «пьянствовать», имеет происхождение именно отсюда.

В старину отдельной емкости для кваса не было, поэтому использовали бочки, жбаны, бутылки, графины и другие сосуды. Поэтому народное название квасника также встречается, как жбан или посудина. Позднее в качестве сосуда для кваса достаточно долго применяли тюркский кумган — металлический кувшин с узким горлышком, длинным носиком, крышкой и ручкой. Для изготовления использовали медь, латунь, бронзу, богато украшали чеканкой, тиснением и гравировкой. Носик зачастую имел вид головы животного или птицы. В странах Среднего и Ближнего Востока его использовали для умывания и омовения. Естественно, изначально он был предназначен для воды, но русские поняли, что он прекрасно подойдет для кваса и впоследствии немного модифицировали его форму под свои нужды.

Холодильники изобрели значительно позже, поэтому хранили напиток в погребе, а плоские стенки давали возможность компактно разместить емкости на полках. Квасник брали с собой в поле, из него разливали напиток в питейных заведениях и в нем же его подносили на стол знати.

Оригинальный кувшинчик для освежающих напитков

Первую посуду, изготовленную в Гжели подобной формы, однозначно можно отнести к 1771 году. Здесь изготавливали квасники как изделия гончарного промысла двумя методами: «черные» (простые) и «муравленые» (поливные). Чуть позже появляется технология изготовления керамических изделий — майолика, которая представляет собой процесс первоначального покрытия специальной цветной глазурью (называемой поливом), после чего предмет расписывают и обжигают.

Так к XVIII веку закрепляется направление гжельской росписи «лубочная гжель», при котором разноцветная роспись наносится поверх белого фона. Временами это дополняется лепкой с достаточно обобщенными формами. Эти квасники сейчас занимают почетное место во множестве исторических музеев, продолжая восхищать зрителей искусством своей росписи. Основными мотивами такого декора являются растительные орнаменты; изображения животных и птиц; деревенская тематика (люди, избы и прочий антураж); жанровые сцены, связанные с военными действиями или любовными отношениями.

Форму определило назначение. Если внутри было отверстие, то в него можно было поместить снег или лед для охлаждения, который заворачивали в ткань. Еще одной функцией такого отверстия могла быть возможность продеть в него руку, что было весьма удобно для уличных торговцев квасом, ведь бочек в те времена не существовало. Но для экономии места и упрощения задачи гончара, для которого эта форма сосуда представляла значительные трудности, зачастую емкость изготавливали с плоскими стенками.

Брались за такую посуду исключительно профессиональные мастера, так как технология изготовления была достаточно сложной, но то, что в ассортименте присутствовал квасник, было серьезным показателем профессионализма. Еще специфика в форме горлышка, оно выполняется в форме воронки, что было сделано для того, чтобы квас перед помещением в емкость было удобно процеживать, также это препятствовало вспениванию. Носик тоже имеет узкую и изогнутую форму, чтобы уменьшить образование пены, а также, чтобы отфильтровать осадок. У квасника еще были сложные в изготовлении детали: «ручки» и «ножки», которые лепили отдельно, после чего их крепили к основному изделию.

Еще одним известным центром по производству квасников был с конца XIX века Скопин в Рязанской губернии (скопинская керамика). К особенностям такой керамики можно отнести превалирование зеленого, голубого и желтых цветов в раскраске изделий. Помимо этого, в формах могли присутствовать очертания реальных или мифических существ: диких зверей, птиц, кентавров, драконов и прочих.