От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
Более двух столетий тому назад в деревнях Архангельской губернии, разместившихся на севере в районах тайги и тундры близ реки Мезень (отсюда и пошло основное название промысла) придумали оригинальный вид росписи. В связи с тем, что основное место концентрации промысла расположилось в деревне Палащелье, роспись имеет второе название — палащельская. Старейшее из сохранившихся изделий относят к 1815 году — это украшенная хорошо узнаваемыми узорами прялка. Мастера также декорировали такими узорами посуду (тарелки, чаши, ковши и прочее), бочонки, сундуки и прочие предметы быта и интерьера.
Особенности мезенской росписи
Истоки происхождения росписи установить уже невозможно. Некоторые находят общие черты с изображениями народов Коми, другие — с Древней Грецией. В них однозначно прослеживаются древнейшие архаичные рисунки из первобытных пещер. Если изучать наскальные рисунки по берегам Белого моря и Онежского озера, можно легко найти схожесть изображений. Весьма вероятно, что народные мастера получали вдохновение и идеи из древних образов северных племён.
Все же в таких орнаментах прослеживается самобытность простого русского народа, который вечерами отражал в своих рисунках видение окружающего мира, и он был весьма непрост. Орнамент подчинялся определенным правилам, любой символ, элемент растительного орнамента, птица или животное не просто располагалось на определенном месте и имело конкретный цвет.
Систему можно описать на примере прялки. Вся расписная поверхность имеет несколько ярусов. Иногда пространство делили на три равные части: надземный мир, земной и потусторонний. В верхней части размещали птиц и окно для общения с высшими силами. Земной ряд занимали лошади, олени, одно или несколько деревьев с сидящей на вершине птицей или символом, охотники с ружьями или разного размера суда. Подземный мир был подобием земного, но в черной росписи.
В другом варианте находило отражение семиричное строение мира: то есть все в мироздании, любое творение имеет семь уровней, существует в семи состояниях. В этом случае красные и черные кони следуют друг за другом, символизируя круговорот жизни и смерти. Изображения живых существ окружены геометрическими символами: ромбы, прямоугольники, решетки, диски и прочие.
Такая многоярусность скорее всего привнесена от традиций шаманизма, чьи одежды и атрибутика покрыты несущими смысл знаками.
Каждый символ имел свое значение:
Важно отметить, что в росписи нашли отражение не только части знакомого мира, но и первоэлементы. Спирали отражают круговорот рождения, жизни, смерти и возрождения. Лошади занимают основное место и значение, они изображаются в разных позах, хвосты указывают на связь с птицами, заканчиваясь перьями, тела коней покрыты славянскими солярными знаками.
Каждый рисунок понимающий человек мог читать как текст. Это могли быть послания или пожелания для близких.
Технология создания
В классическом исполнении росписи использует только два цвета: черный и красный (оранжевый). Что изначально объяснялось используемыми «красками»: черным выступала сажа, а красным — мергель, охра или сурик. Это были простые и доступные материалы.
Роспись делали по негрунтованной поверхности древесины заостренной палочкой или пером. Позже стали использовать кисти. По верху орнамент защищали несколько слоев олифы, что приносило ему теплый медовый оттенок и лёгкий блеск.
В наши дни старинный стиль несколько изменился. В большой мере это можно объяснить тем, что раньше росписью занимались исключительно мужчины, причем технологии передавались в строжайшем секрете строго по мужской линии. Сейчас это больше женская функция. Современная техника в целом осталась прежней, разве что усовершенствовались инструменты для нанесения рисунка.
Мезенская роспись, как и другие народные промыслы были почти утрачены за годы Великой Отечественной войны. Редкие мастера сохранили традиции, что позволило наладить в Архангельске и Северодвинске изготовление сувениров на отдельных производственных предприятиях.