Мода на кофе и эволюция кофемолки

3 декабря 2024

Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля. Некоторые ценители кофе утверждают, что самой удобной из всех моделей является турецкая. Она обеспечивает равномерный помол «в пыль» и помещается в руке, так как имеет узкую коническую или цилиндрическую форму. Другие считают лучшими европейские модели. В любом случае все эксперты сходятся в одном: вкус кофе, смолотого механическим устройством или электрокофемолкой отличаются запахом и вкусом.

От древности до наших дней

В это трудно поверить, но истинные кофеманы знают, что причина испорченного вкуса кофе — неправильный помол. Степень помола определяет, как быстро раскроется вкус кофе и наоборот — чем дольше собираемся настаивать, тем крупнее помол.

  • Сверхтонкий (в пыль): достаточно трудно получить, предназначен исключительно для заваривания в турке (джезве), зачастую с сахаром и специями.
  • Тонкий: размером с поваренную соль, используют для приготовления эспрессо, но также используют и для турок, так как сверхмелкий помол трудно получить на большинстве моделей кофемолок.
  • Средний: признается универсальным, такой помол можно использовать для всех известных способов приготовления.
  • Крупный: размером напоминает крупную соль, предназначен для долгого настаивания.

Вначале кофейные зерна перетирали вручную или варили кофе из цельных зерен. Обжаривать и перетирать их в ступке придумали бедуины. Причем измельчали именно мужчины, так как это требовало больших сил и времени. Первые кофемолки также придумали арабы в XV веке, на помощь тогда пришли жернова. В XVII веке придумали узкие цилиндрические устройства с регулируемой степенью помола. Они также были жерновыми, ручку можно было спрятать внутрь корпуса, так что места они занимали достаточно мало.

Европейцы несколько модифицировали восточную модель. Это были настольные квадратные шкатулки со специальным ящичком для молотого зерна внизу и теми же жерновами в верхней части устройства. Первый патент додумались получить только в XIX веке, именно этот день считается днем рождения кофемолки — 3 апреля 1829 года. Этот вариант крепился к стене или столу, поэтому устройство не приходилось держать второй рукой.

Точная дата и автор изобретения кофемолки с ножами вместо жерновов не известны. Но первая компания, которая запустила в продажу электрические модели с ножами в 1903 году — это американская Hobart Corporation. Специалисты считают, что такой помол пригоден исключительно для кофе «по-восточному» — в турке. Отрегулировать другие степени помола в этих устройствах невозможно, до состояния пыли частицы будут разного размера. Такие кофемолки могут перегревать зерна за счет быстрого вращения ножей, что в итоге скажется на вкусе напитка. Именно поэтому сейчас становится популярной практика использовать жерновые кофемолки, которые обеспечивают равномерный помол.

Сердце такой кофемолки — жернова. Они могут быть коническими или плоскими. В первом случае конусообразные жернова погружены в кольцо с зубцами, вращаясь они перемалывают зерна. Плоские — это два зазубренных диска между которыми кофейные зерна превращаются в частицы нужного размера. С последними проще достичь однородности, считается, что вкус получается глубокий и менее горький. Но эти модели значительно дороже. Определенное очарование интерьеру и даже дополнительные оттенки вкуса могут придавать антикварные модели кофемолок.

Как выбрать и не ошибиться в стоимости раритетной кофемолки

Стоимость коллекционной модели может начинаться с 1000 рублей на барахолке и составлять несколько сотен тысяч рублей. Основными параметрами, помимо возраста, которые будут влиять на ее цену будут:

  • производитель, наличие его логотипа;
  • степень сохранности (наличие ржавчины, трещин, был ли предмет в эксплуатации, сохранение функциональности, общий внешний вид);
  • аналоги, проданные с интернет-аукционов (можно, конечно, обратиться к экспертам, но попробуем упростить и удешевить себе задачу).

Старинные механические кофемолки — популярный объект для частной коллекции. Большинство доступных антикварных моделей произведены все России. В нашей стране кофе стал распространен только в середине прошлого века. Можно найти редкие советские кофемолки, выпущенные ограниченным тиражом к определенным событиям, к примеру, тысячелетию Крещения Руси (изготовлены в количестве нескольких сотен штук в СССР в 1988 году).

От кофемолок к автомобилям

В заключение приведем интересный и малоизвестный факт: компания PSA Peugeot Citroën начиналась именно с кофемолок. В 1810 году братья-фермеры Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо закрыли свою мельницу и основали сталелитейный завод. В 1840 году в производство запускают дробилки для кофе, перца и соли. Надежный стальной механизм обеспечивал безотказную работу.

Знакомая всем эмблема льва с некоторыми изменениями, была зарегистрирована как торговая марка в 1858 году, задолго до начала производства автомобилей. По мнению основателей, царь зверей лучше всего отражал свойства продукции: прочность материалов, гибкость в движении и скорость работы. На сегодняшний день бренд Peugeot ассоциируется не только с автомобилями, но и с высококачественными кухонными принадлежностями, включая знаменитые кофемолки, которые продолжают производиться с использованием современных технологий.