Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную скульптуру можно увидеть в заставке каждого фильма «Мосфильма». У неё богатое приключениями прошлое. В её путешествиях были как триумфы, так и риски гибели. Это общепризнанный символ СССР — монумент «Рабочий и колхозница».
Появление исторического шедевра
В 1937 году планировали участие в международной выставке в Париже. Задача была поставлена серьезная: молодое советское государство должно было показать свои достижения и отразить дух своей страны. Архитектор Борис Иофан предложил в качестве аллегории изобразить собирательный образ новых хозяев государства: представителя рабочего класса и крестьянского хозяйства. Необходимо было выразить идею настолько ярко, чтобы сразу было понятно, что это павильон СССР.
Прообразом послужила греческая статуя «Тираноборцы», причем не только во внешнем облике, но и в идее. Только мечи автор заменил на главные атрибуты советской власти: серп и молот. Художник видел фигуры светлыми, поэтому планировал применить листы дюралюминия, соединив их заклепками. В процессе обсуждения с рабочей группой металл сменили на нержавеющую сталь, а метод соединения на электросварку. Но идея это одно, а как это воплотить, решали на конкурсной основе.
За год до мероприятия в Париже разработать проект скульптуры поручили четырем мастерам: Вере Мухиной, Вячеславу Андрееву, Ивану Шадру и Матвею Манизеру. Проект Мухиной высокой комиссии показался самым удачным. Фигуры были изображены в динамике, у них была необходимая торжественность, было видно стремление советского народа творить свое будущее, то есть все соответствовало духу того времени. Именно это и хотело видеть правительство СССР. После этого полтора месяца, не выходя из мастерской, Мухина с двумя помощницами создавала глиняную полутораметровую модель, внося необходимые коррективы в процессе.
Когда перешли к изготовлению основной скульптуры, это было поручено сразу двум предприятиям: заводу «Стальмост» — каркас, а заводу Центрального научно-исследовательского института машиностроения и металлообработки — листы внешней оболочки. Не обошлось без привычного в те времена доноса: руководитель второго производства нажаловался на скульптора, что та вносит слишком много корректив, чем затягивает процесс, и вообще рабочий похож на врага народа Троцкого. Лично сам Иосиф Виссарионович Сталин приехал с проверкой, но сходства не нашел, работу продолжили и в итоге приняли без корректировок.
Готовая работа была 24 метра в высоту. Вес конструкции составлял 75 тонн. Интересный факт: чтобы придать скульптурам движение, пришлось пожертвовать правильными анатомическими пропорциями (выставленные вперед ноги короче тех, что отставлены назад на 3,5 метра, руки тоже разной длины), однако зритель этого не замечает. Для транспортировки готовый макет разрезали на 65 частей и в таком виде скульптура поехала во Францию поездом.
На выставке символу СССР создали постамент высотой 34 метра. Символично, что напротив находился павильон Германии. Советский Союз получил высшую награду — «Гран-при». Но на этом путешествие не закончилось, работу необходимо было вернуть в СССР. Так как автора не допустили к демонтажу, основную часть листов обшивки испортили и ушло целых два года на их восстановление.
Скульптурная композиция получила свое место напротив северного входа в ВДНХ только в 1939 году. Единственное, что полностью разрушало идею — 10 метровый постамент. Мухина пыталась бороться, она требовала установить монумент на высоту не менее парижского и хотела видеть свою работу на стрелке Москвы-реки (сейчас там разместился памятник Петру Великому Зураба Церетели). Тогда ее обращения полностью игнорировали.
Мечта скульптора частично сбылась только после реставрации в начале 2000-х. Несущий каркас пришлось полностью менять. Стальные листы в основном сохранились, только десятую часть создали заново. «Рабочему и колхознице» соорудили новое, достойное их основание высотой 34,5 метров, где статуя теперь открыта всеобщему обозрению с 2009 года. Как и в Париже — внизу один из современных выставочных павильонов ВДНХ на несколько этажей. Внутри есть уменьшенная копия шедевра. На крыше часто устраивают концерты, так как отсюда открывается потрясающий вид на столицу.