Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Когда мы говорим о шахматах, то представляем себе стандартную черно-белую (или черно-бежевую) доску, на которой расположились всем знакомые фигурки. Но некоторые мастера увидели эти фигуры по-своему и именно такие наборы стали уникальными, за ними охотятся коллекционеры, а счастливые обладатели самых редких фигур могут назначать за свои «сокровища» практически любые деньги.
Одним из таких наборов является агитационный комплект шахмат «Звери севера и юга», полным комплектом которых может похвастаться далеко не каждый музей.
Самая популярная фарфоровая работа ЛФЗ
Агитационный комплект шахмат «Звери севера и юга» был создан двумя авторами Ленинградского фарфорового завода в 1934-1935 годах. До Октябрьской революции предприятие имело название Императорский фарфоровый завод, а в период между 1917 и 1925 годами — Государственный фарфоровый завод. Основная идея принадлежала молодому начинающему скульптору Зигрид Освальдовне Кульбах, которой помог воплотить в жизнь идею скульптор-формовщик Василий Иванович Блохин.
На фигурках иногда можно найти отметку, кто из скульпторов является ее автором. В те годы еще молодые начинающие специалисты создали удивительно красивый и редчайший в современном мире коллекционеров антикварный набор. Найти полное собрание фигур — сложнейшая задача. Это связано с тем, что разрабатывали его исключительно для внутреннего рынка, за пределы СССР его не продавали, да и фарфор, материал достаточно хрупкий.
Исходя из названия, несложно понять, как авторы подошли к идее. Среди зверей севера в качестве короля и королевы — белые медведь и медведица, их «свита»: волки, лоси и зубры, в качестве пешек — белки. Южную группу возглавляют лев и львица, их сопровождающие: пантеры, зебры и слоны, пешками работают обезьяны. Существуют несколько вариантов расцветок и росписи наборов, чаще всего в бежевых, синих, черно-белых тонах с красным либо с позолотой.
Основной набор имеет фигуры следующих размеров:
Фигурки могут отличаться также по дизайну: собственной позой, «выражением» морды, дополнительными атрибутами. Некоторые наборы или отдельные фигурки можно увидеть воочию в крупнейших музеях нашей страны: Государственном Музее-заповеднике «Петергоф», а также Музее фарфора и шахмат города Санкт-Петербурга, Музее шахмат на Гоголевском бульваре в Москве и некоторых других.
Немного об авторах
Зигрид Освальдовна Кульбах родилась в 1908 году. Училась в Ленинградском художественно-промышленном техникуме, который окончила в 1930 году. Продолжила учебу, начав работать помощником знаменитой Натальи Яковлевны Данько. В годы войны стала руководить скульптурной мастерской, а через несколько лет она станет главным художником Ленинградского фарфорового завода, занимая эту должность с 1960 по 1976 годы. Это время многие считают золотым временем данного предприятия. За годы работы она неоднократно участвовала в выставках, причем самым любимым направлением в ее работах выступала именно анималистика.
Блохин Василий Иванович родился в 1915 году. Обучался в Слуцкой (Павловской) художественной школе-интернате. Свою трудовую деятельность на Ленинградском фарфоровом заводе начал в 1930 году в качестве отминальщика, а в 1934 году был переведен на должность формовщика скульптурных изделий. По сути, участие в создании фигурок вышеупомянутого комплекта шахмат стало своего рода стартом для его самостоятельной творческой карьеры, а любовь к белым медведям и вовсе осталась на всю жизнь, неоднократно найдя воплощение в его работах.