Почему изображения Наполеона считаются профессиональной агитацией

30 июля 2024

Многие исследователи отмечают, что именно при Наполеоне Бонапарте активно начал развиваться такой вид массовой рекламы правителя государства, как пропаганда через искусство. Специально для этого на государственном уровне нанимали живописцев и скульпторов, изображения создавались сотнями, если не тысячами.

Немного данных из биографии

Наполеон родился на Корсике в 1769 году. Его отцом был адвокат с аристократическими корнями, который был близок к губернатору острова. Когда ему исполнилось пятнадцать, он начал учиться в Королевской военной академии Парижа по направлению артиллерии.

С началом Французской революции молодой человек возвращается на Корсику, но попытки конфронтации с губернатором привели к изгнанию всей семьи с острова. Успешная военная карьера в 1795 году привела его к статусу главнокомандующего армией в итальянской кампании, на тот момент ему было всего 26 лет.

Уже в это время начинают появляться его монументальные портреты, заказанные им же самим и заложившие основу формирования легендарного образа, причем такие сюжеты не всегда основаны на реальных событиях, а зачастую были красиво представлены отдельные моменты не самых удачных сражений. Так было и в дальнейшем, Бонапарта представляли лидером-героем, за которым охотно идут войска.

Именно в это время во Франции высокую популярность приобрела идея формирования пантеона национальных героев: королей, полководцев, философов, святых или любых других личностей, чья деятельность носила социальную значимость и значительные масштабы.

Монархия Франции пала в 1792 году, нужны были новые герои и Наполеон на этой волне стал идеалом революционера, несущим свободу, защиту от внутренних и внешних врагов, отстаивающим интересы государства и народа, но именно военным героем-победителем, готовым стоять насмерть за свою страну, как образец поведения для остальных. Для формирования соответствующего образа мало было самих изображений, нужны были соответствующие легенды, которые бы придали существенности его образу.

В этих целях Наполеон инициировал издание газеты в Италии под названием «Курьер армии Италии», где помимо историй простых солдат, разумеется, не забывал свой основополагающий вклад в борьбу за идеалы революции и возвышал собственную роль в соответствующих событиях. Это хороший пример силы слова и изображения в средствах массовой информации в качестве средства пропаганды, по сути возвеличивания себя как руководителя и практически формируя из себя самого мифического героя далеко за пределами Италии.

Русская карикатура эпохи Отечественной войны 1812 года

В то же время было и другое направление в изобразительном искусстве, которое широко использовало образ Наполеона — это карикатура антинаполеоновской направленности. Причем первые вариации принадлежат отнюдь не российским авторам, первым был англичанин Джеймс Гирей, который представлен злобным карликом, делит земной шар как пирог. Сатира была понятна и доступна простому народу, поэтому пользовалась интересом. Английские графики не забывали и про другие политические фигуры, того же Павла I и великого полководца Суворова, которые считались ими врагами и изображались соответствующим образом.

В России первым стал рисовать карикатуры на Наполеона Алексей Гаврилович Венецианов. Именно ему принадлежат сатирические картинки, высмеивающие поклонение местного дворянства перед западным, причем в основном именно французским: воспитанием, кухней, прическами. Начало Отечественной войны 1812 года положило конец этому течению, теперь в иллюстрациях все чаще превозносят образы собственных героев, а наполеоновскую армию во главе с их предводителем высмеивают, пусть иногда и в грубоватой манере «в стиле» простого народа.

В годы, когда русские уже отбросили французов и произошел перелом, большинство карикатур посвящены именно Наполеону и зачастую выполнены в виде раскрашенных гравюр:

  • Бонапарт продает украденный антиквариат с лотка;
  • французский предводитель терпит кораблекрушение или изрыгает якоря;
  • Наполеон формирует новую армию из разных уродов и калек;
  • французы представлены в образе голодных крыс и прочие.

При этом неприятель преднамеренно изображался в уменьшенном и искаженном виде в целях умалить его способности и таланты, стараясь изобразить их как можно смешнее и соревнуясь между собой в остроумии в подписях к своим произведениям. В то время как собственные воины изображались в преднамеренно приукрашенном и увеличенном размере, играючи справляющимися с французскими захватчиками. Даже выпускались детские книжки с подобными картинками и подписями-четверостишьями, временами не совсем подходящими для детского восприятия. Сами авторы этих карикатур отмечали, что их сатира была жестокой и ими не ставилась цель вызвать смех. Их карикатуры были зарисовками страшной эпохи, которая могла перевернуть судьбу всего мира.