Мода на кофе и эволюция кофемолки
Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля....
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля....
В век, когда GPS-навигатор стоит в каждом смартфоне, трудно представить, что когда-то люди не...
Полтавский фарфоровый завод, сокращенно ПФЗ, один из множества фарфоровых заводов УССР,...
Недавно мы публиковали историю о Полонском фарфоровом заводе. Но это не единственное местное предприятие, знаменитое на всей территории бывшего Советского Союза. Полонский завод художественной керамики стал известен благодаря изделиям малой пластики. Эти два предприятия в 1980-х годах являлись ведущими предприятиями Украинской социалистической республики. Сегодня оба этих завода прекратили свое существование, но их продукция пользуется спросом и в наши дни.
История Полонского ЗХК
Освоение месторождений каолина в Волыни началось в конце XIX века, когда местный предприниматель Моисей Бричкин выкупил мануфактуру у Аврума Бахмутовского. Производство было переоборудовано для изготовления керамических изделий, и в 1895 году начался серийный выпуск малой пластики. Первоначально производственные мощности размещались в четырех зданиях, общей площадью 170 квадратных метров.
Завод имел горн на 20 кубических метров, что позволяло производить около 6 тысяч предметов в месяц. Для измельчения глины использовалась конная мельница, а для вымешивания — примитивная паровая автоматизация. Эти простейшие технологии обеспечили предприятию стабильный рост.
Владелец, увлеченный скульптурой и обладающий хорошим художественным вкусом, понимал специфику производства. Над изделиями работали опытные технологи, скульпторы и художники, создавая изысканные и ненавязчивые работы. Местные состоятельные покупатели охотно приобретали красивые фигурки для украшения интерьеров.
Идеи для творчества черпали из народного искусства. На ярмарках гончары из Подолья и Волыни продавали свои работы, которые Бричкин покупал и запускал в массовое производство. Использовались как белая, так и цветная глина, окраска осуществлялась с помощью солей металлов.
На первом этапе создавали кашпо для цветов, обильно украшенные лепниной в виде растительного и цветочного орнамента, разнообразных животных и людей; наборы для письма: чернильницы, песочницы и подставки под них; небольшие красочные фигурки-игрушки. Предметы малой пластики создавали 70 мастеров. Высокое качество готовых изделий, самобытность и огромное разнообразие ассортимента позволили заинтересовать не только местную публику, но и продавать продукцию в ряд стран Европы.
После революции и Гражданской войны производственные мощности пострадали, но владелец смог восстановить здание и оборудование, успешно продолжив выпуск в годы НЭПа. В 1925 году предприятие было перенесено из села Горошки в соседнее Право-Хоморне. Весь коллектив он забрал с собой, фабрику строили на деньги кооператоров и рабочих, в новом кооперативе его назначили бригадиром. Здесь он продолжил выпуск разнообразных декоративных изделий, включая полюбившиеся народу фигурки. В 1927 году предприятие получило статус артели и наименование «Керамик». Рабочие не захотели далее подчиняться бывшему хозяину и коллективным решением освободили его от должности, лишили его всех прав и имущества.
На место нового председателя артели пригласили Демьяна Ротальского, модельщика с большим опытом работы. По его распоряжению сняли с выпуска устаревшие дореволюционные предметы и внедрили новые на тему спорта, профессий, известных поэтов и прочие в духе советского времени. Поддержки от государства не было, так как для молодого государства важнее были другие направления, выживали, как могли: сырье брали на расположенном рядом фаянсовом заводе, иногда приходилось выпускать и нераскрашенные фигурки, когда не было краски. В середине 1930-х годов на предприятии работало всего 5 художников, но к началу 1940-х их уже было 27 человек. В ассортименте к этому моменту было уже 70 моделей.
В годы Великой Отечественной войны перешли на выпуск простейших гончарных изделий, в которых нуждалось местное население. К статуэткам частично вернулись в 1946 году. Помещения и оборудование за годы эксплуатации устарело, поэтому в 1949 году приступили к технической реконструкции и обновлению. В начале 1950-х годов был построен формовочный цех. Постепенно ассортимент продукции пересматривается в пользу пропаганды спортивного образа жизни, тематики былинных героев и советского детства. Изделия 1950-1951 годов отличаются пастельной гаммой и практически полным отсутствием покрытия глазурью. В те годы никак не могли освоить технологию политого обжига.
По завершении модернизации на завод стали отправлять молодых специалистов из Киева и Одессы. Они принесли свои идеи и начали воплощать их в жизнь. Помогало и Киевское товарищество художников. Был освоен процесс глазурования, расцветки приобрели насыщенность и богатство красок. Новые модели стали более качественными и утонченными. Изделия этих лет высоко ценятся коллекционерами. Если удается найти экземпляры без сколов и иных повреждений, то цена предмета может варьироваться от 30 до 80 тысяч рублей. Но нужно быть внимательным, современные «новоделы» освоили производство копий-фальшивок. На них нет следов времени, и они имеют яркую окраску, иногда это и вовсе современные фантазии, узнать их можно по оборотной стороне и путем сверки с каталогами.
С 1956 года артель повышает статус до государственного предприятия и получает наименование «Полонский завод художественной керамики». Штат увеличили до 100 работников, расширили ассортимент. Качество сырья (фарфоровой массы, красок, эмалей) теперь обеспечивалось и контролировалось ГОСТами. Художники предприятия получили возможность повышать квалификацию на ведущих фарфоровых и фаянсовых производствах СССР. В это время появляются модели в украинских национальных костюмах, которым придумывают массу легенд.
Завод успешно функционировал в 1980-е годы как часть производственного объединения «Фарфор». Однако с начала 2000-х годов спрос на фигурки малой пластики снизился, что привело к закрытию предприятия. Тем не менее, оставшиеся экземпляры стали особенно ценными для коллекционеров.