Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Заведующий хирургическим отделением Полтавской городской детской больницы Николай Гриценко превратил свой кабинет в настоящий музей керосиновых ламп. Врач не исключает, что однажды его уникальная коллекция переместится в отдельное помещение и станет доступна широкой публике. Кстати, единственный в Европе музей керосиновой лампы находится в Польше, в стране, где ее изобрели.
Гриценко рассказывает, что однажды проезжал мимо приемного пункта металлолома и увидел раритет. Сразу нахлынули воспоминания из детства. Его семья жила в маленькой деревне, где электричество вырабатывал колхозный генератор. В десять часов вечера электричество выключали, учить уроки приходилось при свете керосиновой лампы.
«Так появился первый экспонат. Удалил ржавчину, покрыл лаком, сам вырезал и вставил стекла. Найти старинную лампу с «родным» стеклом сейчас нереально. Иногда можно найти старые стекла отдельно от ламп. На некоторых можно увидеть логотип в виде летучей мыши и надпись Fledermaus (летучая мышь). Это немецкое производство, которое в 1870-х годах разработало первый в мире ветроустойчивый керосиновый фонарь. Спустя время подобные лампы стали называть «Летучая мышь». В нашей семье тоже такой был. Помню, как моя мама с таким фонарем наведывалась ночью к корове, которая собиралась отелиться», — говорит Николай Гриценко.
Хирург не только коллекционирует раритеты, но и изучает историю светильников. В 1853-м году молодым польским фармацевтам Игнацию Лукасевичу и Яну Зеху удалось выполнить поставленную хозяином аптеки задачу — очистить нефть. Они собирались изготовить новое лекарство, но в процессе перегонки сырой нефти получили желтоватую жидкость, которую мы теперь называем керосином. Экспериментаторы задумались, где можно использовать эту нефтяную фракцию. Залили жидкость в обычную масляную лампу, но быстро поняли, что дело не пойдет — конструкцию надо усовершенствовать.
Подключили жестянщика Адама Братковского, который сделал толстостенный резервуар для керосина и пористый фитиль. Один конец фитиля опускали в резервуар, а другой поджигали. Всю конструкцию Братковский спрятал в стекло цилиндрической формы с дырочками для тяги. Это было рождение керосиновой лампы. Вскоре витрину аптеки, где работали Лукасевич и Зех, подсвечивала керосиновая лампа с ручкой. А 31 июля 1854-го года хирург Ян Заорский провел первую в мире экстренную операцию в ночное время при свете керосиновой лампы. С керосиновыми лампами связаны и такие профессии, как выжигальщик, коногон, лампонос. Была такая профессия, как подземный прометей — человек, который развешивал и зажигал лампы в шахтах.
Сейчас в коллекции врача почти двести старинных керосиновых ламп. Самая старая — 1881-го года выпуска. Ищет предметы коллекционер в пунктах приема металлолома, на блошиных рынках, в интернете на бесплатных досках объявлений. Благодаря коллекции, Николай Гриценко стал довольно знаменитым человеком в городе, люди сами приносят ему старинные лампы. Однако каждую лампу врачу приходится реставрировать — все дожившие до наших дней в крайне неудовлетворительном состоянии.