Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Итак, прозвище «Красная машина» действительно придумали в Соединенных Штатах, постаравшись вложить в него максимум пренебрежения и вместе с тем восхищения необычайно слаженной игрой. Сборную России и сегодня величают этим названием, прочно закрепившимся за ней еще в прошлом веке. Однако впервые прозвище промелькнуло в американской прессе, что вызвало у игроков огромное недовольство, дескать, почему это машина? Мы живые люди!
Предысторией появления такой клички стал случай, произошедший с тренером советской сборной Виктором Тихоновым во время турне по Америке в начале 1980-х годов. Вместе с коллективом путешествовал и журналист Кукушкин, описавший ситуацию в своей книге. Оказывается, после победы над «Миннесотой Норт Старз» тренер советской команды увидел в одной из местных газет статью под названием «По нам проехалась «Красная машина». Это возмутило его, ведь чего это «Красная машина», если все мы — люди?! Но почему у американских болельщиков возникло именно такое сравнение?
Красный — символ силы и СССР
К середине 1980-х годов «Красная машина» уже стала своего рода брендом, ведь хоккейную сборную Советского Союза тогда хорошо знали не только в Европе, но и во всем мире. Команда работала, как единый механизм — слаженный и безотказный. Прозвище же то тут, то там начало мелькать еще с 1960-х годов.
Блестящий старт сборной пришелся на 1950-е годы, когда была завоевана золотая медаль на первом Чемпионате мира. Вскоре команда получила золото на Олимпийских играх, но тогда мир еще не понимал, что стал свидетелем рождения настоящей легенды. Это не удивительно, ведь мировые чемпионаты выигрывали разные команды — и канадская, и американская, даже шведская. Более того: в Канаде, к примеру, существовала традиция отправлять на значимые турниры не матерые сборные, а такие себе команды-любители. С этого, в сущности, все и началось.
В конце 1950-х годов после внезапного поражения на Олимпийских играх канадская команда поняла, что в Европе сформировался серьезный конкурент, и пригласила советских игроков в гости. Те под видом московской сборной приехали и легко выиграли целую серию матчей у нескольких канадских коллективов, как молодежных, так и полупрофессиональных.
Приблизительно тогда же советских хоккеистов и начали называть «красными», имея в виду их принадлежность к коммунистической партии, прямую или косвенную. Упоминаний о машине пока не было, хоть СМИ и отзывались о сборной весьма и весьма лестно. Более того: даже канадские функционеры пристально наблюдали за советскими ребятами, всеми правдами и неправдами стараясь даже заманить некоторых в НХЛ. Ассоциация с красной машиной в то время была в ходу на территории Северной Америки, где так называли Союз, в котором все было подчинено Компартии.
Когда началось мировое доминирование?
Позже прозвищем стали называть все сильные команды, независимо от вида спорта. Наиболее яркий пример — легенды бейсбола «Цинциннати Редс», которых в свое время именовали «Большой красной машиной». Говоря иными словами, появление соответствующего прозвища у советской команды было лишь вопросом времени, и когда началось мировое доминирование команды из СССР на всех возможных аренах, название и приклеилось. Шутка ли: девять первых мест подряд на всех знаковых соревнованиях, включая две Олимпиады!
О большой и сильной красной хоккейной машине из России, которая блестяще обыграла канадских соперников и в пятый раз заняла первое место на знаковом чемпионате, написал Ottawa Journal. Спустя три года прозвище прозвучало еще раз, на сей раз на страницах Canadian Press. Окончательно же оно устоялось в 1972-м, когда в северно-американских странах команда стала считаться воплощением всего советского хоккея, в общем и целом.
Так что же это за история с тренером?
А история, причем, весьма интересная, действительно имела место, и рассказал о ней уже упомянутый выше журналист, попытавшийся объяснить тренеру команды «Цинциннати Редс», что знаменитая «Красная машина» — это не роботы, уверенно шагающие от одной победы к другой, а идеальный механизм, слаженный и дружный. Тихонов настоял: если в мире будут понимать это, то так уж и быть — пусть будет «машина»!
Вообще в Северной Америке прозвище носило несколько оттенков. Так называли и сильных, невесть откуда взявшихся противников, и коллективы, выстроившие собственные системы игр, команды, которые до неузнаваемости изменили мировой хоккей.
Не обошлось и без пренебрежения, ведь Советский Союз, Канада и США противостояли друг другу не только на спортивной арене, но и в идеологическом плане, и особенно это противостояние обострилось к 1980-м годам. Поводов проехаться катком высмеивания по советской команде было предостаточно, а если учесть тот факт, что многим игрокам такое сравнение было не по душе, то западная пресса не упускала возможности потроллить гениальную команду.
Но были и люди, которые видели в прозвище другой подтекст. К примеру, А. Касатонов считал, что такое сравнение — это приятно, ведь оно значит не нечто бездушное, а описывает слаженную до состояния безупречного механизма команду, которая работает безошибочно, словно машина.
Сложный период и блистательное возрождение в новом облике
В историю «Красная машина» ушла одновременно с распадом СССР. Последними победами были Олимпийские игры в 1992-м и Чемпионат Мира годом спустя. Далее беспросветная пропасть, ведь системы, ставшей основой для советского хоккея, больше не существовало.
Какое-то время былыми победами еще гордились, однако сложившаяся реальность больше не вселяла уверенности в том, что Россия является великой хоккейной державой. Глотком свежего воздуха стали Квебек-2008 и Баффало-2011. Возрождение легендарного прозвища произошло в 2015 году, и с тех пор слоганом российской сборной является фраза «Красная машина. Новая сборка». Ныне это уже явно небездушный механизм, коим команду считали в прошлом, а истинный предмет гордости с блестящим будущим и великими победами.