Пресс-папье

28 июня 2024

Современная молодежь, да зачастую и старшее поколение, тяготится использованием обычной шариковой ручки, все предпочитают набирать тексты на компьютере и внедряют у себя системы электронного документооборота, уходя от кипы бумаг. В то же время в солидных кабинетах все еще можно встретить такой предмет, как пресс-папье, что в переводе с французского «presse-papiers» означает «нажимать на бумагу».

Свидетель развития письменности

Еще в Древнем Египте существовали специальные фигурки из камня или металла, которые предназначались для удержания в развернутом состоянии свитков пергамента. Позднее тяжелые каменные или стеклянные фигурки стали использовать и в других государствах для того, чтобы прижать пачку бумаги к столу, и она не разлетелась и не перепуталась в результате сквозняка или неосторожного движения рядом находящегося человека. Даже в этом качестве оно стабильно входило в состав стандартного письменного набора.

С тех пор как для письма стали использовать чернила, у всех возникла проблема быстро высушить написанное, избежать размазывания, пачкания одежды и рук. Первоначально лист бумаги присыпали мелким кварцевым песком, который впитывал в себя влагу, а на столе приходилось держать небольшую песочницу. Канцелярская песочница, когда она входила в состав канцелярского набора, выполнялась в том же стиле, что и чернильница.

Но только последняя имела откидывающуюся крышку, а первая имела крышечку, напоминающую современную солонку с массой мелких отверстий. Такой предмет присутствовал на всех рабочих столах вплоть до начала XIX века и позднее, причем этот факт даже нашел отражение в художественной литературе. Такие парные предметы служили настоящим украшением, поэтому многие не стали отказываться от них с появлением промокательной бумаги.

Принято считать, что изобретению промокательной бумаги помог случай. По распространенной легенде, в 1835 году рабочий одной из английских бумажных мануфактур совершил ошибку, забыв добавить один из компонентов в состав бумажной смеси, а именно, клеевую составляющую.

Результат получился рыхлым и непригодным для письма. Мастер стал ругать подчиненного и, решив продемонстрировать, насколько тот неправ, попытался что-то написать на ней чернилами, они мгновенно впитались, и мастер понял, как это можно использовать на пользу фабрике. Вскоре предприятие полностью перешло на производство «промокашек». Первыми названиями такой бумаги стали «пропускная», «протечная» или «бюварная».

Функциональное предназначение пресс-папье расширилось с изобретением промокательной бумаги. На определенное время оно стало называться пресс-бювар. Переменился и его внешний вид. Теперь это был такой же тяжелый предмет, но внизу он имел полукруглую форму, на которую крепилась промокательная бумага, а сверху была ручка, часто фигурная.

Нижняя часть, служившая основой для промокашки, часто была из дерева, в качестве прослойки под бумагу крепили сукно или войлок, а верх мог быть закрыт металлом, который определялся статусом и достатком владельца, к примеру, это могла быть бронза, а могло быть серебро. Также материалами изготовления служили полудрагоценные и поделочные камни, стекло, фарфор.

Для декора использовали резьбу, художественную роспись, выжигание, мозаику, инкрустацию драгоценными камнями или янтарем, эмаль, миниатюру. Размеры таких изделий чаще всего были 13-17 сантиметров в длину и 6-8 в ширину. У мастеров была полная свобода для творчества. В результате пресс-папье XVIII-XIX веков могло быть истинным произведением искусства и украшением интерьера.

Современная жизнь пресс-папье

Тот, кто следит за новостями, наверняка обращал внимание, что при подписании договоров на высшем уровне помощники аккуратно прокатывают подписи глав государств пресс-папье. Все по причине того, что протокол требует использовать чернильные ручки. Причем должность держателя пресс-папье весьма ответственная, чтобы почтительно промокнуть высочайший росчерк, кого попало не возьмут. Само же пресс-папье зачастую оформляется драгоценными металлами и камнями, изготавливают их избранные ювелиры.

В начале прошлого века менее функциональная разновидность пресс-папье также продолжала выпускаться, кондиционеры в офисах появились значительно позже и охлаждение помещений производилось сквозняками из окна или вентиляторами. Их делали в форме небольшой плиты из мрамора или иного камня, сверху чаще всего были статуэтки из того же камня или металла. Даже несмотря на наличие современных сплит-систем, пресс-папье продолжает оставаться солидной и статусной вещью, которую можно купить просто для красоты, а старинный образец украсит любую коллекцию.

Некоторые бренды, чтобы привлечь к себе внимание, прибегают к самым отчаянным ходам. Ювелирный дом Tateossian специально к ярмарке-выставке Masterpiece London 2012 создал пресс-папье, похожее на обычный камень. Вот только камень этот черный обсидиан, в верхней части создано декоративное углубление, обрамленное розовым золотом, внутри которого находится 600 карат алмазной пыли. Это на настоящий момент самое дорогое пресс-папье в мире, которому создатели присвоили собственное имя Tateossian Pebble и посвятили 60-летнему юбилею правления королевы Великобритании Елизаветы II. Продавать его они пока не собираются.

В настоящее время пресс-папье изготавливают из самых разных материалов, в том числе с использованием новых технологий. Стеклянные шары и бруски с 3D логотипами компаний или другими объектами, с имитацией самых разнообразных предметов и любых материалов. Материалом может служить все тот же металл, дерево, кость, камень, предложения современных изделий можно найти на любой вкус и кошелек.