Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
На многочисленных предметах искусства часто можно увидеть маленьких мальчиков или ангелочков. Обычно это совсем маленькие детки, зачастую с крылышками, либо полностью, либо частично обнаженные. Категория таких антикварных украшений называется «путти» и происходит от итальянского слова «putto», что в русской транскрипции ближе всего к «путто» и обозначает маленького мальчика, чей образ можно встретить в искусстве, начиная с эпохи Ренессанса. Путти воплощали в себе нежность, игривость, доброту, детскую беззаботность и чистую любовь. Фактически смысл образа и его история намного богаче и глубже.
Популярный образ Средних веков и Нового времени
Изображать обнаженных девочек, даже самых маленьких, издревле считалось постыдным и непристойным. Поэтому раздетыми в искусстве можно встретить исключительно мальчиков. Первые такие изображения найдены на саркофагах, возраст которых относят к V-III векам до н.э. Ангелочки обычно встречаются в мифах и легендах как второстепенные, но весьма важные участники.
Как уже было упомянуто выше, этот образ символизировал все положительное и даже идеализированное из мира детства. Поэтому на саркофагах и прочих произведениях искусства они изображены играющими, как образ наслаждения жизнью и вечной игры. В то же время маленькие ангелочки напоминали об ушедших близких людях, воплощая печаль и тоску о тех, кого уже нет с нами рядом. Особенно в эпоху Возрождения путти можно было встретить во всех разновидностях искусства: скульптуре, живописи, декоративно-прикладном творчестве.
Эти очаровательные мальчики уже стали частью истории, но в то же время выступают источником вдохновения для отдельных авторов и в наши дни. Данный символ менял свое значение от века к веку, привнося эстетические, мифологические, религиозные и прочие оттенки в общую композицию и представления своего времени.
В классическом понимании ангел связывает мир божественный с миром живых. Они не являются в данном случае центральными образами, гармонично дополняя общую картину и ее смысловую нагрузку. Временами путти полностью обнажен, на других изображениях прикрыт легкой тканью. У ангельских типажей обязательно присутствуют крылья птиц, мотыльков, бабочек, временами стрекоз, как символ полета, поэтому они всегда находятся над землей, никогда ее не касаясь.
Если этот образ встречается на стенах итальянских храмов, то обычно он имеет над головой нимб, выступая, так сказать, «современным» образом ангелов, а иногда неся и иную смысловую нагрузку, как сидящие на руках Церкви воплощения Ветхого и Нового завета.
Иногда в их руках можно увидеть такие предметы как лук и стрелы, разнообразные музыкальные инструменты, цветы или даже гирлянды из них, но это не обязательный атрибут. Когда в их руках появляются факелы, то такой элемент трактуют в зависимости от положения: опущен вниз — смерть, поднят вверх — надежда на воскресение.
Причем некоторые живописцы целенаправленно разделяют Путти и Амуров, противопоставляя их, и даже показывая их борьбу, в частности это можно увидеть на полотнах Рении и Пуссена. Некоторые исследователи полагают, что в таком случае показана борьба божественного и земного. Тут уже виден характер каждого персонажа и начинает вырисовываться их самостоятельность и самодостаточность. Причем даже на одном полотне теперь встречаются мальчики с крыльями и без. Зачастую крылатые фигуры — это души мертвых, а когда путти изображается без крыльев, то они выступают просто декорацией к основному сюжету.
В дальнейшем образ становится еще менее идеализированным. Их наделяют вполне земными страстями и пороками. Это уже далеко не ангелы, приобретая все земные черты и занимаясь вполне «взрослыми» занятиями, оставаясь в детском образе, как это показано, скажем, на картинах Рубенса. Вплоть до того, что ранее милые и очаровательные пупсики превращаются в отталкивающих и порочных созданий, как на полотне Пуссена «Вакханалия путти». В то же время, путти остаются неизменным атрибутом религиозных картин, где на их лицах отражаются соответствующие чувства.
Также это неизменные спутники влюбленных, как символ чистоты и возвышенного характера чувств молодых людей. С приходом XVIII века даже называть бывших «путти» чаще стали на новый манер, они превратились в купидонов (от латинского слова, которое переводится как «желание») и амуретт (от французского слова, которое переводится как «мимолетная любовь»).
Что интересно, именно от слова «путти» с помощью английской приставки получилось слово «лилипут». А вот применение к таким образам названия «херувимчики», которое сейчас часто используют, вовсе некорректно, так как в мифологии «херувимы» — это совсем другие, правда тоже крылатые, существа. По сути, это монстры-тетраморфы, которые явились в видении пророка Иезекииля, имеющие четыре лика: человека, льва, быка и орла.