Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Сейчас хозяйки иногда пользуются таким хозяйственным предметом как сито, а в давние времена без подобной утвари в принципе не обходилась ни одна женщина. Этот предмет помогал избавить муку от мусора и сделать ее «воздушной», что сказывалось на качестве теста. Сито или решето, помимо прочего, играло множество ролей: было оберегом, выступало атрибутом гаданий, являлось символом плодородия и достатка.
Как правильно, сито или решето
Слово «сито» или «сето» произошло от слова «сеть». И это объяснимо, так как имело вид круга, обтянутого частой сеткой. А слово «решето» образуется от старорусского слова «рех», однокоренного слова со словом «прореха», что обозначало «дыра» или «отверстие». Основное отличие сита от решета: слот первого меньше, вот и вся разница. Для изготовления сетки на решете применяли овечью кожу и липовое лыко, а для сита волосы из гривы и хвоста лошадей, позже стали использовать медную проволочку. Обод такой утвари изготавливался из дерева либо бересты.
Тесто, изготовленное из муки, пропущенной сквозь сито, называлось «ситным», а сквозь решето — «решетным». Это влияло на его ценность, ситное было лучше: выше, нежнее. В связи с тем, что ржаной хлеб был изначально дешевле и более распространен среди простого люда, именно для его приготовления использовали муку, пропущенную сквозь решето. Недостатком выступало наличие мякины, что было с одной стороны недостатком — его было сложнее проглотить, но с другой стороны он считался полезным для очищения организма.
Помимо муки сквозь решето просеивали и другие сыпучие вещества: семена, крупу, печную золу. Использовали и для иных продуктов. Поэтому у любой хозяйки в доме было несколько модификаций такого предмета с разным размером ячеек.
Решето и сито в поверьях и обрядах на Руси
Как было уже упомянуто ранее, применение подобной утвари было значительно шире. Предмет считали оберегом, с ним гадали, полагали, что сито (решето) должно помочь в излечении от хворей. Искренне уповали в то, что если трижды пролить воду сквозь сито, то жидкость превращалась в лечебную, как для человека, так и для животных и даже растений. Считалось, что такая вода идентична по чистоте дождевой. В такой воде купали детей от сглаза и обрызгивали новорожденных телят, ягнят и прочую живность. Дабы избавиться от головной боли, было достаточно просто подержать сито над макушкой.
В обрядах также не обходилось без такого предмета, поскольку с ним связывали, по вполне понятным причинам, плодородие и благополучие в своем жилище. Поэтому семена перед посевом просеивали сквозь решето, что выступало символом очищения и гарантии богатого урожая; желая призвать дождь во время засухи — лили сквозь него воду, а когда дожди шли слишком долго, то помочь могло перевернутое вверх дном то же решето.
Применяли сито в свадебных обрядах. Молодоженов приветствовала родня с ситом. Вначале жениха по пути к невесте, держали сито перед ним и лили воду с присказкой: «Чтоб тебе горя в жизни столько напиться, сколько испил ты из сита водицы». А когда молодожены вместе выходили из дома невесты, то их осыпали монетами, зерном и орехами из подобного предмета, желая им купаться в богатстве. Подарки новобрачным также собирали в сито либо решето.
С XVI века на ярмарках появилось новое завлечение: стало модным гадать с использованием решета. Туда сыпали крупные цветные зерна (в основном бобовые и чечевицу), после чего встряхивали и по каким-то признакам делали предсказания. Отсюда пошло высказывание «Чудеса в решете». Помимо этого, существуют другие расхожие присказки: «Дурака учить, что решетом воду носить», «Счастье не перепелка, решетом не накроешь» и масса подобных.
В традициях других стран
У славян сито всегда было связано с сытостью. В Болгарии, например, во время первого кормления новорожденного грудью, над ним держали сито с куском хлеба, дабы ребенок никогда не голодал. А в Сербии хлеб, испеченный из зерна нового урожая, обязательно помещали в сито — на сытый год.
Встречается это приспособление и в древних художественных повествованиях. Например, в Польше есть сказание, в котором злая мачеха заставила девушку прясть всю ночь. И чтобы помешать ей, к ней является нечистый. Девушка придумывает ему разные поручения, дабы тот не смог своего добиться. Среди поручений есть требование носить воду в решете, что у всех славянских народов считалось бессмысленным времяпрепровождением. Встречается такая утварь и в песнях. И напоследок еще один малоизвестный факт — у многих народностей про опытного человека говорили: «Он прошел сквозь решето и сито».