Ангелы в культуре: символы надежды и защиты
Ангелы по сей день занимают особое место в культуре и искусстве человечества. Их образы...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Ангелы по сей день занимают особое место в культуре и искусстве человечества. Их образы...
Коллекционирование в России является старой традицией. Интересно, что до революции такие люди...
Чай уже давно стал привычным напитком для многих. Однако за этим простым словом скрывается...
Сейчас хозяйки иногда пользуются таким хозяйственным предметом как сито, а в давние времена без подобной утвари в принципе не обходилась ни одна женщина. Этот предмет помогал избавить муку от мусора и сделать ее «воздушной», что сказывалось на качестве теста. Сито или решето, помимо прочего, играло множество ролей: было оберегом, выступало атрибутом гаданий, являлось символом плодородия и достатка.
Как правильно, сито или решето
Слово «сито» или «сето» произошло от слова «сеть». И это объяснимо, так как имело вид круга, обтянутого частой сеткой. А слово «решето» образуется от старорусского слова «рех», однокоренного слова со словом «прореха», что обозначало «дыра» или «отверстие». Основное отличие сита от решета: слот первого меньше, вот и вся разница. Для изготовления сетки на решете применяли овечью кожу и липовое лыко, а для сита волосы из гривы и хвоста лошадей, позже стали использовать медную проволочку. Обод такой утвари изготавливался из дерева либо бересты.
Тесто, изготовленное из муки, пропущенной сквозь сито, называлось «ситным», а сквозь решето — «решетным». Это влияло на его ценность, ситное было лучше: выше, нежнее. В связи с тем, что ржаной хлеб был изначально дешевле и более распространен среди простого люда, именно для его приготовления использовали муку, пропущенную сквозь решето. Недостатком выступало наличие мякины, что было с одной стороны недостатком — его было сложнее проглотить, но с другой стороны он считался полезным для очищения организма.
Помимо муки сквозь решето просеивали и другие сыпучие вещества: семена, крупу, печную золу. Использовали и для иных продуктов. Поэтому у любой хозяйки в доме было несколько модификаций такого предмета с разным размером ячеек.
Решето и сито в поверьях и обрядах на Руси
Как было уже упомянуто ранее, применение подобной утвари было значительно шире. Предмет считали оберегом, с ним гадали, полагали, что сито (решето) должно помочь в излечении от хворей. Искренне уповали в то, что если трижды пролить воду сквозь сито, то жидкость превращалась в лечебную, как для человека, так и для животных и даже растений. Считалось, что такая вода идентична по чистоте дождевой. В такой воде купали детей от сглаза и обрызгивали новорожденных телят, ягнят и прочую живность. Дабы избавиться от головной боли, было достаточно просто подержать сито над макушкой.
В обрядах также не обходилось без такого предмета, поскольку с ним связывали, по вполне понятным причинам, плодородие и благополучие в своем жилище. Поэтому семена перед посевом просеивали сквозь решето, что выступало символом очищения и гарантии богатого урожая; желая призвать дождь во время засухи — лили сквозь него воду, а когда дожди шли слишком долго, то помочь могло перевернутое вверх дном то же решето.
Применяли сито в свадебных обрядах. Молодоженов приветствовала родня с ситом. Вначале жениха по пути к невесте, держали сито перед ним и лили воду с присказкой: «Чтоб тебе горя в жизни столько напиться, сколько испил ты из сита водицы». А когда молодожены вместе выходили из дома невесты, то их осыпали монетами, зерном и орехами из подобного предмета, желая им купаться в богатстве. Подарки новобрачным также собирали в сито либо решето.
С XVI века на ярмарках появилось новое завлечение: стало модным гадать с использованием решета. Туда сыпали крупные цветные зерна (в основном бобовые и чечевицу), после чего встряхивали и по каким-то признакам делали предсказания. Отсюда пошло высказывание «Чудеса в решете». Помимо этого, существуют другие расхожие присказки: «Дурака учить, что решетом воду носить», «Счастье не перепелка, решетом не накроешь» и масса подобных.
В традициях других стран
У славян сито всегда было связано с сытостью. В Болгарии, например, во время первого кормления новорожденного грудью, над ним держали сито с куском хлеба, дабы ребенок никогда не голодал. А в Сербии хлеб, испеченный из зерна нового урожая, обязательно помещали в сито — на сытый год.
Встречается это приспособление и в древних художественных повествованиях. Например, в Польше есть сказание, в котором злая мачеха заставила девушку прясть всю ночь. И чтобы помешать ей, к ней является нечистый. Девушка придумывает ему разные поручения, дабы тот не смог своего добиться. Среди поручений есть требование носить воду в решете, что у всех славянских народов считалось бессмысленным времяпрепровождением. Встречается такая утварь и в песнях. И напоследок еще один малоизвестный факт — у многих народностей про опытного человека говорили: «Он прошел сквозь решето и сито».