Ангелы в культуре: символы надежды и защиты
Ангелы по сей день занимают особое место в культуре и искусстве человечества. Их образы...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Ангелы по сей день занимают особое место в культуре и искусстве человечества. Их образы...
Коллекционирование в России является старой традицией. Интересно, что до революции такие люди...
Чай уже давно стал привычным напитком для многих. Однако за этим простым словом скрывается...
Пасха является на только главным христианским праздником, но еще и самым радостным, праздник праздников. Считается, что этот день дарит надежду, делает веру крепче, а любовь — законом жизни. Кроме того, это праздник весны и просто самое главное торжество в году.
Праздник сохранил свое старое еврейское название — «Песах», что дословно переводится, как «освобождение». Ведь изначально в этот день праздновали исход израильтян из Египта. Сегодня, согласно православной традиции, празднику предшествует пост. Перед ним длится Страстная неделя, где каждый день проводятся те или иные обряды. Например, в Великий четверг, повествующий о Тайной вечере, верующие прибирали дома, красили яйца, а вечером из храма приносили домой зажженные свечи.
С конца девятнадцатого века стали появляться открытки, посвященные празднику. На них изображены сюжеты на тему Вербного воскресенья, Страстной недели, крестных ходов, самого празднования. Русские художники чаще использовали атрибутику деревни с национальными костюмами. Немцы стали первыми тиражировать такие открытки, а потом смекнули, что можно заработать еще больше, если печатать их для России. Отличались предназначенные для России открытки надписями: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Изображения оставались типичными австрийскими и немецкими, их содержание и сюжеты совершенно не соответствовали русским традициям. Костюмы, пейзажи, лютеранские и католические церкви, сама атрибутика пасхального праздника не была понятна русскому человеку.
Считается, что художник Николай Каразин стал первым в этом деле. В 1897-м году он создал первые четыре пасхальных открытки. До 1904-го года в соответствии с уставом «Всемирного почтового союза» существовало строгое правило оформления открыток: поздравление писали на лицевой стороне. Места, чтобы написать там полноценное послание, не было. Те открытки, на которых были написаны поздравления на обратной стороне, просто не принимали к отправке на почте. С Пасхи 1904-го года правила изменили и разрешили писать поздравления на обратной стороне открытки. Также на обратной стороне писали адреса получателя и отправителя.
Постепенно становилось все больше типографий, где печатали почтовые карточки: «Община Святой Евгении Красного Креста» в Санкт-Петербурге, «Рассвет» в Киеве, «Селин» в Москве. Позже к работе подключились маленькие типографии, но там обычно не писали выходные данные, и сегодня определить происхождение таких открыток невозможно. После Николая Каразина пасхальные сюжеты для открыток стали создавать Иван Билибин, Федор Сычков, Борис Зворыкин, Михаил Гермашев и многие другие. Занимались такими открытками и художники, которые были известны только в совсем узких кругах: Сергей Сергеев, Николай Маторин, Юрий Ершов и другие. К большому сожалению, остались десятки работ, авторство которых вообще невозможно определить.
По стилю и исполнению все пасхальные открытки объединяет задушевность и красочность, что дарит получателю чувство умиротворенности. Обычно на пасхальных открытках изображали радостных детей, цыплят, вербу, ранние полевые цветы. Конечно, рисовали на них и людей, традиционно деревенских жителей, которые проводят ритуалы освящения куличей, пасхи и яиц, сидят за праздничным столом и пр. Еще два обязательных атрибута — храм и пасхальное яйцо. Что интересно, если в Малороссии «писанкой» называли именно раскрашенное яйцо, то на востоке России так еще именовали открытки с его изображением.
На закате Российской империи купить открытку могли уже и простолюдины. При этом открытки не обязательно отправляли по почте, ими обменивались, давали родным, соседям и друзьям. Многие люди даже делали специальные альбомы, в которые складывали поздравительные открытки, причем, не только пасхальные. Купить их можно было на рынках и ярмарках вместе с другими пасхальными атрибутами.
Сегодня интерес к пасхальным открыткам той эпохи вырос не только у российских коллекционеров, но и у зарубежных. Большим спросом пользуются открытки с обрядами, где изображены пасхальные столы, крестные ходы, освещение праздничных куличей. Большое значение имеет состояние открытки, а также отсутствие на ней поздравления. Хотя в некоторых случаях поздравление может поднять цену, все зависит от того, кто и кому его писал.
Даже самые растиражированные экземпляры могут стоить сейчас несколько тысяч рублей. Самыми ценными считаются первые четыре открытки Николая Каразина, выпущенные издательством «Общины Святой Евгении» специально к Пасхе 1897-го года. Стоимость полного комплекта в зависимости от состояния может достигать нескольких сотен тысяч рублей. В предреволюционные годы открытки стали продавать в виде серий. Обычно комплект продавался из шести или двенадцати открыток. Несмотря на то, что в те годы открытки уже печатали большими тиражами, полные комплекты в наше время — большая редкость, и они тоже высоко ценятся у коллекционеров.