Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Пасха является на только главным христианским праздником, но еще и самым радостным, праздник праздников. Считается, что этот день дарит надежду, делает веру крепче, а любовь — законом жизни. Кроме того, это праздник весны и просто самое главное торжество в году.
Праздник сохранил свое старое еврейское название — «Песах», что дословно переводится, как «освобождение». Ведь изначально в этот день праздновали исход израильтян из Египта. Сегодня, согласно православной традиции, празднику предшествует пост. Перед ним длится Страстная неделя, где каждый день проводятся те или иные обряды. Например, в Великий четверг, повествующий о Тайной вечере, верующие прибирали дома, красили яйца, а вечером из храма приносили домой зажженные свечи.
С конца девятнадцатого века стали появляться открытки, посвященные празднику. На них изображены сюжеты на тему Вербного воскресенья, Страстной недели, крестных ходов, самого празднования. Русские художники чаще использовали атрибутику деревни с национальными костюмами. Немцы стали первыми тиражировать такие открытки, а потом смекнули, что можно заработать еще больше, если печатать их для России. Отличались предназначенные для России открытки надписями: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Изображения оставались типичными австрийскими и немецкими, их содержание и сюжеты совершенно не соответствовали русским традициям. Костюмы, пейзажи, лютеранские и католические церкви, сама атрибутика пасхального праздника не была понятна русскому человеку.
Считается, что художник Николай Каразин стал первым в этом деле. В 1897-м году он создал первые четыре пасхальных открытки. До 1904-го года в соответствии с уставом «Всемирного почтового союза» существовало строгое правило оформления открыток: поздравление писали на лицевой стороне. Места, чтобы написать там полноценное послание, не было. Те открытки, на которых были написаны поздравления на обратной стороне, просто не принимали к отправке на почте. С Пасхи 1904-го года правила изменили и разрешили писать поздравления на обратной стороне открытки. Также на обратной стороне писали адреса получателя и отправителя.
Постепенно становилось все больше типографий, где печатали почтовые карточки: «Община Святой Евгении Красного Креста» в Санкт-Петербурге, «Рассвет» в Киеве, «Селин» в Москве. Позже к работе подключились маленькие типографии, но там обычно не писали выходные данные, и сегодня определить происхождение таких открыток невозможно. После Николая Каразина пасхальные сюжеты для открыток стали создавать Иван Билибин, Федор Сычков, Борис Зворыкин, Михаил Гермашев и многие другие. Занимались такими открытками и художники, которые были известны только в совсем узких кругах: Сергей Сергеев, Николай Маторин, Юрий Ершов и другие. К большому сожалению, остались десятки работ, авторство которых вообще невозможно определить.
По стилю и исполнению все пасхальные открытки объединяет задушевность и красочность, что дарит получателю чувство умиротворенности. Обычно на пасхальных открытках изображали радостных детей, цыплят, вербу, ранние полевые цветы. Конечно, рисовали на них и людей, традиционно деревенских жителей, которые проводят ритуалы освящения куличей, пасхи и яиц, сидят за праздничным столом и пр. Еще два обязательных атрибута — храм и пасхальное яйцо. Что интересно, если в Малороссии «писанкой» называли именно раскрашенное яйцо, то на востоке России так еще именовали открытки с его изображением.
На закате Российской империи купить открытку могли уже и простолюдины. При этом открытки не обязательно отправляли по почте, ими обменивались, давали родным, соседям и друзьям. Многие люди даже делали специальные альбомы, в которые складывали поздравительные открытки, причем, не только пасхальные. Купить их можно было на рынках и ярмарках вместе с другими пасхальными атрибутами.
Сегодня интерес к пасхальным открыткам той эпохи вырос не только у российских коллекционеров, но и у зарубежных. Большим спросом пользуются открытки с обрядами, где изображены пасхальные столы, крестные ходы, освещение праздничных куличей. Большое значение имеет состояние открытки, а также отсутствие на ней поздравления. Хотя в некоторых случаях поздравление может поднять цену, все зависит от того, кто и кому его писал.
Даже самые растиражированные экземпляры могут стоить сейчас несколько тысяч рублей. Самыми ценными считаются первые четыре открытки Николая Каразина, выпущенные издательством «Общины Святой Евгении» специально к Пасхе 1897-го года. Стоимость полного комплекта в зависимости от состояния может достигать нескольких сотен тысяч рублей. В предреволюционные годы открытки стали продавать в виде серий. Обычно комплект продавался из шести или двенадцати открыток. Несмотря на то, что в те годы открытки уже печатали большими тиражами, полные комплекты в наше время — большая редкость, и они тоже высоко ценятся у коллекционеров.