Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Во времена СССР отечественная промышленность выпускала широкий ассортимент фарфоровых изделий. Причем, кроме посуды и прочей кухонной утвари изготавливалось огромное количество всевозможных статуэток, которые пользовались немалым спросом. Стоили они недорого, поэтому часто покупались в качестве подарка, в итоге в каждом доме на полках пылились вереницы различного рода балерин, казаков, зверушек и прочих фигурок. Практичной функции они не выполняли, однако радовали глаз, а позже стали весьма популярным предметом коллекционирования.
Собирать статуэтки стало модно еще в период СССР, а сегодня это занятие вышло на новый уровень, на многие творения советской промышленности сегодня ведется настоящая охота. В наши дни стоимость ряда подобных коллекций достигает сотни тысяч рублей, поэтому покупку статуэток советского образца можно считать неплохим вложением денег. Ценнее они становятся и с исторической точки зрения, ведь являются привычными предметами обихода государства, которого уже нет на карте.
Немного истории
Фарфор советской эпохи является преемником лучших традиций царской России. Когда-то, в веке так 18-м, он составлял достойную конкуренцию европейским аналогам, более того, крохотные статуэтки, изготавливаемые руками талантливых ремесленников Российской империи, ценились не меньше, чем знаменитый китайский фарфор. Однако после революции отрасль резко пришла в упадок из-за национализации мануфактур и безграмотного управления. Долгие годы большинство предприятий простаивало, так как красивая посуда наряду со статуэтками считались пережитком буржуазного прошлого. По-новому на фарфоровое искусство взглянули лишь вначале 1920-х годов, в это время и началось становление советской фарфоровой отрасли.
Знаменитый Императорский завод, занимающийся производством фарфоровых изделий в дореволюционное время, переименовали в Ленинградский им. Ломоносова, на полную мощность он вышел практически сразу же после переименования. Гарднеровская мануфактура стала Дмитровским заводом, оба предприятия стали наиболее производительными, их продукция высоко ценится в наше время благодаря тому, что изготавливалась она с соблюдением технологии, которая была близка к традициям царской России.
В те годы фарфоровое искусство обрело совершенно новое направление, в частности, широкое распространение получила агитационная продукция, которая оказывала на население молодой страны огромнейшее влияние. Сформировалось некое подобие экспорта, и зарубежные коллекционеры начали создание первых коллекций периода СССР.
Самый дорогой советский фарфор, который выпускался в начале 20 века, принято подразделять на 3 периода: индустриализация, коллективизация, стремительная культурная революция. Если говорить о временном выражении, то это 1927, 1929 и 1930 годы соответственно. В те времена помимо массового производства классических бытовых фигурок предприятиям стали поступать специальные заказы от партийного руководства. Получить в свою коллекцию несколько таких экземпляров считается большой удачей.
Новый виток сфера получила с началом 1930-х годов, когда изменилась техника декорирования. Активно стала использоваться механическая печать, трафареты, аэрографы. Изделия служили для популяризации советской символики, на них изображали достижения советской промышленности и народного хозяйства. Привычным декором стало изображение на фарфоровых фигурках государственной символики, электростанций и прочих объектов.
В начале 1940-х годов на передний план выходит неоклассицизм и так называемый сталинский ампир. Именно к этому периоду относят самые дорогие статуэтки из фарфора, которые тогда было принято дарить на большие государственные праздники и преподносить их в качестве презентов передовикам социалистического труда, людям, добившимся больших высот на профессиональном поприще. Со временем фарфоровые статуэтки стали явлением массовым и приобрели столь широкое распространение, что «поселились» в каждом доме, стали неотъемлемым элементом домашнего декора.
Особенности советского фарфора
Фарфоровые статуэтки периода СССР не зря так высоко ценятся среди коллекционеров. В числе самых значимых присущих им черт необходимо упомянуть следующее.
Самые интересные фарфоровые статуэтки советского периода
Серия «Золушка». Идея создания серии фигурок по мотивам одноименной сказки принадлежит Т. А. Федоровой, а изготавливались все они на ленинградском заводе. Композиции выпускалась на протяжении 10 лет вплоть до 1960-х годов. Изделия были невероятно красивыми и весьма долговечными, чему способствовало использование надглазурной росписи и позолоты. Фигурки были крохотными, самая крупная в высоту достигала 11,5 см («Принц надевает туфельку»). По состоянию на момент написания данного материала стоимость экземпляров коллекции варьируется в пределах 900 – 1 тыс. долларов.
Коломыйка или гуцульский танец. В отличие от «Золушки», в эту серию входили и более крупные экземпляры, достигавшие в высоту 45 см. Вес таких гигантов мог составлять и 2 кг. Изображались на статуэтках застывшие в танцах гуцулы, наряженные в национальную одежду. Выпускали изделия на Городницком заводе (Украина). Ценны фигурки за их удивительную пластику, кажется, что они действительно вот-вот оживут и закружатся в танце. Привлекает внимание тонкая роспись с изобилием мельчайших деталей и эксклюзивная позолота. Покупая одну из таких статуэток для своей коллекции, следует обращать внимание на клеймо (оно есть на донышке), свидетельствующее о том, какими годами датировано изделие. Самыми ценными являются фигурки 1960-70-х годов.
Белый медведь. В серию входили небольшие фигурки размером 15 на 19 см. Автор идеи Ю. Рубан, именно он разработал эскизы, которые потом, на протяжении 1930-40 годов, воплощались в жизнь на производственных мощностях Конаковского фаянсового завода. К сожалению, до нынешнего времени «дожило» ограниченное количество экземпляров, особенно тех, которые имеют первозданный вид и не подвергались реставрации. Характерной чертой этих фигурок была многоцветная нижняя часть, по ней до сих пор определяют принадлежность изделий к знаменитой коллекции.
Казак Мамай на бочке, известный фольклорный персонаж. Автор идеи В. М. Трегубова. Фигурка казака в яркой национальной одежде в высоту достигала 47 см, она является предметом мечтаний многих собирателей. Выпускались такие изделия в городе Коростень, начиная с 1960-х годов на донышко наносили характерное клеймо, по которому и определяли принадлежность к знаменитой и, надо заметить, весьма недешевой коллекции.
Анна Ахматова. Еще одна популярная статуэтка, посвященная гениальному поэту. Выпускалась она в Ленинграде до 1930-х годов по эскизам Н. Я. Данько. Высота фигурок составляет без малого 22 см. Изготавливалась коллекция небольшим тиражом, отсюда и высокая стоимость экземпляров из-за их редкости. Желающим прикупить такую фигурку следует помнить, что «Анну Ахматову» часто пытаются подделать, поэтому перед приобретением необходимо обратиться к опытному эксперту, так как высок риск попасть на реплику по цене оригинала.
Телятница или доярка (статуэтка носила двойное название). Яркий пример традиционных для советского периода профессиональных тематик и популяризации коллективизации, социализма и прочих ценностей тех времен. Автор идеи Азарова Л. П., выпускалась продукция на Турыгинском заводе в Гжели до 1960-х годов.
Восточный танец. Фарфоровые фигурки на тему танцев в Советском Союзе ценились очень высоко, они являются обширным направлением керамики малых форм. Статуэтки характеризуются своей лаконичностью, они выполнены в виде утонченной женской фигуры в восточном наряде с бусами на шее и браслетами на запястьях. Выпускались такие в середине прошлого века на заводе в Дулёво. Характеризуется приглушенной цветовой гаммой, что для того периода было редкостью, а также высотой в 12 см.
Девушка с платком. Автор статуэтки известный скульптор О. С. Артамонова, специализирующаяся на создании малых форм. Фигурки выполнялись в форме красивой девушки в простой, но при этом нарядной одежде. Примечательно то, что лицо проработано схематично, тогда как наряд отличается тончайшей детализацией.
Собакевич. Яркий пример серии под названием «Гоголевские персонажи» авторства Б. Я. Воробьева. Эти статуэтки воистину уникальны, ведь они изготовлены настолько детально, что сам Гоголь бы удивился. В советские магазины коллекция поступила в 1950-х годах, в нее кроме Собакевича вошло еще 8 разных фигурок, однако тираж был маленьким, отсюда и высокая стоимость.
Свинарка — статуэтка из той же серии, что и «Телятница», коллекция посвящена представительницам рабочих профессий. Статуэтка достаточно редкая, в антикварных лавках ее практически не найти. Автор идеи Г. Самолетова, выпускались фигурки на фабрике Худфонда. В первозданном виде сохранились лишь единичные экземпляры, заполучить такой в свою коллекцию — настоящая удача. Подавляющее большинство изделий, «доживших» до наших дней, были отреставрированы.
Казак на коне — еще одна интересная скульптура, которая родилась на свет на Дмитровском заводе благодаря воплощению в реальность идеи С. Орлова. Это статуэтки среднего размера, достигавшие в высоту чуть более 29 см. Редкие экземпляры, которые нечасто попадают в продажу.