Короткая, но яркая история патефона
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Мало кто из современных детей был в кукольном театре, но представители старшего поколения наверняка знают такого исконно русского персонажа кукольного театра как Петрушку. Несмотря на то, что только специалисты смогут рассказать, какие еще существовали кукольные персонажи, но Петрушка вышел за рамки сцены и стал самостоятельным героем.
Удивительная история Петрушки
Начиная с дохристианских времен, по просторам России бродили веселые компании в ярких костюмах. Это были бродячие скоморохи, которые развлекали народ песнями, танцами, даже цирковыми акробатическими трюками и номерами с дрессированными медведями. Но так как главной целью представления было получение денег, то в него добавляли как можно больше номеров и в какой-то момент к этому балагану присоединились кукольники.
Вначале сценой была своеобразная «юбка» из одеяла или другого полотна, которая поднималась над головой, держась на распорках и служила переносной сценой. Сюжет по нашим временам был примитивным: персонажи постоянно попадают в разные смешные ситуации и все представление дерутся.
Главные действующие лица: мужик, цыган, воевода, а также лошадь, которую все пытаются правдами и неправдами забрать себе, ну и в конце появлялся кто-то из потусторонних сил, вроде чертей. Так как в те времена не было театров, а уж тем более кинофильмов, то люди, а особенно дети, с огромным интересом смотрели эти представления и сильно переживали за действующих лиц.
Петрушка в этом представлении появился намного позже. Приблизительным временем его появления считают вторую половину XVII века, так как к этому периоду относят первую найденную куклу, обнаруженную под Новокузнецком. В отличие от других персонажей с четко заданными ролями он может быть разным, по сути являясь непредсказуемым джокером без четкого характера и линии поведения.
Его основная роль — высмеивать всех остальных под личиной скомороха в лоскутном наряде и в шапочке с бубенчиком. Причем под раздачу попадают не только священники, но даже сам князь, а иногда даже нечистая сила бежала под напором всемогущего героя с дубинкой. За счет своего острого языка и активного поведения он быстро стал главным лицом. В нем видели того, кто хоть на сцене, пусть понарошку, но наказывает общих врагов. Со временем сложился четкий образ Петрушки: большая голова, нос с горбинкой, огромные миндалевидные глаза и красный наряд скомороха.
Самостоятельная жизнь
Харизматичность персонажа подарила ему свободу. Первым был Игорь Стравинский, который поставил балет с оттенками русского своеобразия «Петрушка (русские потешные сцены в четырёх картинах)». Так как именно этот балет считается самым значительным произведением Стравинского, то Петрушка составил ему компанию на платиновой монете Банка России 1993 года номиналом 150 рублей.
В советское время Красноармейский Петрушка продолжил колотить врагов советской власти: буржуев, кулаков, нэпманов и других. Теперь его изображают в буденовке и с винтовкой, но от этого характер его не поменялся, но только теперь результатом избиения дубинкой было перевоспитание врагов.
В знаменитом театре Образцова Петрушка не задержался. Ему пытались придумать новые роли, но все это быстро заглушило развитие кино. Но уходить совсем обретший свою душу и самостоятельную жизнь маленький герой не захотел, поселившись в 1950-х годах в детских книжках и в журнале «Весёлые картинки». Фабрики игрушек выпускали кукол-Петрушек, которыми можно было управлять из-под одежды, а также литыми из пластика.
Некоторые современные театры также пытаются возродить традиции уличных представлений с участием этого персонажа. Среди них труппы из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Воронежа и других уголков России, например, одна из них имеет весьма креативное название «Папьемашенники». Многие исследователи считают причиной такой живучести героя то, что образ Петрушки весьма важен и близок русскому человеку, который до конца пытается бороться с врагами.