Подарок нефтянику
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Во все века головной убор был не только защитой от погодных условий (холода, жары, ветра и прочих), но и был свидетельством социального статуса его владельца. Раньше по головному убору можно было узнать много интересного о человеке: место происхождения, возраст, а иногда и семейное положение.
Старинный национальный головной убор
Основой большинства многочисленных головных уборов был колпак. Он изготавливался из ткани на лето и из меха или валяной шерсти на зиму. Низ украшали по своим доходам. Обеспеченный и знатный человек носил колпак, отороченный мехом, украшенный драгоценными камнями и драгоценными металлами. При дворе Великого князя было принято оформлять свои головные уборы в стиле правителя. Со временем остроконечные колпаки приобрели полусферическую форму и одним из самых типичных экземпляров, дошедших до наших дней, является Шапка Мономаха.
Первое письменное упоминание шапки было найдено в записях XIII века, которые свидетельствуют о передаче на хранение. Со временем головной убор стал обязательной частью мужского костюма, несмотря на время года. Именно с тех пор пошло выражение «ломать шапку», так как перед высокопоставленной особой бедный человек должен был ее снять, а когда что-то просили, то кланялись и сжимали шапку в руках. Чем обеспеченнее был человек, тем шире был меховой околыш (окантовка), а тулья (верхняя, покрывающая голову, часть) изготавливалась из дорогих материй: атласа, плиса, бархата.
На окантовку, бывало, цепляли драгоценную запону. Тулья также отражала статус: чем выше шапка, тем знатнее боярин. Отсюда пошло другое знакомое всем выражение: «По Сеньке и шапка». По этой причине дома шапка хранилась на специальном приспособлении «болванце», чтобы не помять ценный предмет. А вот в гостях и даже при дворе для знати снимать шапку в помещении было не принято.
В XV веке вошёл в моду парадный головной убор, называемый горлатной шапкой. Она называлась так, потому что изготавливалась из красивейшей части меха с горла животного. Популярен был мех соболя, чернобурки и куницы. К верху шапка расширялась. Высота таких шапок была около 50 см. По верху горлатной шапки пропускали золотой шнур с кистью. Шапку не надевали на непокрытую голову, сначала шла тафья, потом колпак, а потом уже драгоценный головной убор.
Шапки с восточными корнями
Был у мужчин головной убор, который не всегда выставляли напоказ, одевая под колпак. Его называли туфейка, тафья, тафейка или скуфья. А представлял собой небольшую плоскую шапочку, ведущую свой род от тюбетейки. Она расшивалась золотом, жемчугом и драгоценными камнями, на крайний случай бисером. Ее носили дома, а по древним картинам и летописям можно судить, что надевали и в люди. В частности, Иван Грозный носил туфейку даже в храме, несмотря на возражения митрополита.
Головной убор Деда Мороза, как это не удивительно, тоже пришел с востока. У него на голове мурмолка. По сути, представляющая собой тот же колпак с меховой окантовкой, которая пристегивалась к верхней части петлями и пуговицами. Имела стеганую подкладку, а верх обшивали узорной рабочей или шелком. Со временем отворот просто стали пришивать. В XVII веке это был любимый головной убор бояр. Так он и попал в сказку, главная героиня должна была понять, что перед ней хозяин леса.