Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске, основанном еще Екатериной II. По окончании школы поступил в Одесское художественное училище. Именно в годы учебы его заинтересовала малая пластика. Окончил учебное заведение в 1950 году и решил посвятить свою жизнь работе с фарфором.
Трудовая деятельность
В начале 1950-х годов шло активное развитие промышленности. В фарфоровом производстве также нуждались в квалифицированных кадрах. Первым местом работы стал Городницкий фарфоровый завод. Здесь он создал знаковые фигурки героев Великой Отечественной войны: партизанки с автоматом и партизаны на лыжах. Именно эти статуэтки считают лучшими произведениями завода тех лет. Через полтора года он переходит на Барановский фарфоровый завод. Его увлекает тематика сказок, былин и литературных героев. Одни из самых популярных: «Кот в сапогах», «Квартет», «Руслан и Черномор».
Значимым в жизни мастера оказался 1954 год. В 1953 году Никитой Сергеевичем Хрущевым было назначено празднование 300-летия объединения Украины с Россией (в 1653 году земли войска Запорожского по прошению Богдана Хмельницкого были приняты в подданство Российской империи). Молодой специалист в честь этого события изготовил вазу в дар русскому народу от УССР. Эта работа вошла в историю, а скульптора пригласили на Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КэКХЗ). Последнему еще пришлось побороться за умельца, год спустя его хотел переманить Ленинградский фарфоровый завод, но Владислава Ивановича удержали, оперативно выделив ему хорошее жилье в Киеве.
Так КэКХЗ получил себе человека, который определил его стиль и вывел на передовые позиции СССР. За 34 года Щербина внедрил в производство более тысячи уникальных моделей фигур малой пластики, ваз, сервизов, подарочных штофов и курительных трубок. Все это было выдержано в национальном стиле и служило образцом для подражания или даже просто копировалось другими заводами УССР. В 1958 году Владислава Ивановича принимают в Союз советских художников Украины. С 1960 года он становится членом серьезного органа цензуры – Художественного совета СССР, который устанавливал художественную ценность и соответствие идеологическим нормам любого изделия декоративно-прикладного искусства. В составе совета он пробыл до 1990 года. Свыше 10 лет занимал должность главного художника завода.
Интересные моменты творческого пути
Владислав Щербина был творческим человеком даже в стиле своей одежды. Для него в 1950-е годы было обычным надеть клетчатые брюки канареечного цвета и галстук с яркими узорами. За это он часто слышал вслед: «Стиляга!». Отсюда появилась идея сделать серию статуэток. Первым для экспериментов был выбран волк, молодой человек видел себя именно так. Дальше пошли прочие сатирические персонажи. Серия шла как комплектом, так и по отдельности. Но вскоре фигурку медведя подарили какому-то высокопоставленному чиновнику, тот вместо того, чтобы воспринять с юмором, обиделся, решив, что это сатира направлена против него. Серию пришлось полностью снять с производства. Именно поэтому эти фигурки теперь достаточно редкие и ценные.
В 1960-х годах в стиле мастера появляется некоторая обобщенность, уменьшается детализация, присущая первым самостоятельным работам Щербины. Цветами выделяются только отдельные детали фигур. Эту идею быстро подхватили остальные заводы УССР. В эти годы появляется много работ на революционную тематику. Автор считал крайне важным такой переворот для внесения изменений в общественный строй, но также понимал всю жестокость ситуации. Вся серия из пяти работ была одобрена на Всесоюзной художественной выставке и выкуплена Всесоюзным художественным фондом как высокохудожественные монументальные произведения. Единственное, к чему были высказаны претензии: эмоции персонажей не соответствовали образу советского человека.
У Владислава Ивановича была своя полноценная мастерская, где он мог творить даже большие скульптурные группы. Это были исключительно выставочные экземпляры, так как их массовый выпуск был экономически нецелесообразен. К примеру, композиция «Первый самолет» имеет два варианта исполнения. Первая — трое сельских жителей с изумлением смотрят в небо. Вторая – семь фигур взрослых и детей встречают с флагами и хлебом-солью. Каждый из вариантов существует не более чем в трех экземплярах.
Каждая композиция тщательно продумана, вплоть до взглядов и мимики отдельных персонажей, кажется, что перед зрителем происходит целое представление. В 1980-х годах эта особенность таланта проявилась в самобытной серии работ по мотивам шуточных национальных песен. Героев интересно рассматривать с разных планов, с каждого из них сюжет выглядит по-своему и иногда несколько пикантно. Автор уделяет должное внимание деталям интерьера и эмоциям каждого участника сцены. На выставках серия «Бурлески» имела огромный успех. Художник не любил однообразие, поэтому подобные авторские работы созданы не более чем в 2-3 экземплярах. Щербина был необычайно изобретателен, даже одну и ту же композицию он выполнял в нескольких вариантах.
В 1990-х годах КэКХЗ был закрыт. Потеряв возможность творить из фарфора, Владислав Иванович переключился на более простые материалы: керамику, дерево, бронзу. Долгие годы на Андреевском спуске он торговал оберегами, которые сам и делал. Тяжело было художнику, привыкшему к серьезным работам, а видел он их только белоснежными, переходить на более простые материалы всё же было некомфортно. Вернуться к фарфору удалось в последние годы жизни. В связи с отсутствием цензуры мастер дал волю своей фантазии в несколько эротической трактовке греческих мифов и других сюжетов, которые он хранил в своей памяти. В эти годы ему удалось реализовать тему цирка. Веселый балаган из скоморохов, акробатов, медведей и прочих. Этот стиль не похож ни на одного другого автора.
Работы в нашем магазине: