От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
Среди имен, сформировавших имидж фаянсового завода им. Калинина в Конаково, необходимо отметить Шинкаренко Валерию Петровну. Художник была разносторонней и хорошо знала все доступные технические приемы, при этом она не переставала искать что-то новое. Тематика работ была достаточно широкой: от единичных изделий до крупных сервизов.
Путь мастера
Шинкаренко Валерия Петровна родилась в Новороссийске в 1930 году. В двадцать лет она получила диплом Одесского государственного художественного училища по направлению керамики. Это был первый послевоенный выпуск учебного заведения, возрождавшегося, по сути, с нуля и на энтузиазме преподавателей и самих студентов.
Ее талант отметили еще в период обучения, поэтому работы еще тех лет остались в одесских музеях, но искать свой стиль и учиться она будет всю следующую жизнь. В последующие 5 лет она работала на фарфоровом заводе «Красный фарфорист» в 12 км от города Чудово Новгородской области.
Опять же, завод пытался восстановиться после войны, технологии были ограничены и творить оказалось значительно сложнее, чем представлялось в процессе учебы, а еще согласовать образцы в Москве было на грани чуда, большинство отклонялось строгой комиссией. Тем не менее в 1952 году ее работы принимают участие в столичной выставке, они оценены по достоинству и в наши дни получили свое место в музейной экспозиции усадьбы Кусково. Все же работа здесь не приносила удовлетворения, хотелось большего, мастерице хотелось работать с фаянсом, он казался ей мягче и душевнее.
Конаково имело больше перспектив для развития. Здесь были огромные производственные мощности, технологические возможности и широчайший список вариантов воплотить свои художественные замыслы. Здесь были профессионалы, у которых можно было и хотелось перенимать опыт.
С 1955 года Валерия Шинкаренко присоединяется к новой команде, теперь она занимается разработкой форм и схем росписи изделий на старейшем предприятии фарфорофаянсовой промышленности — Конаковском фаянсовом заводе, получив место в художественной лаборатории.
Несмотря на кажущуюся простоту и грубость материала, пришлось полностью переучиваться, осваивая тонкости работы под руководством опытных специалистов, изучая старинные образцы и архивы. Но незаурядные способности позволили быстро разобраться в нюансах и уже в 1956 году первые работы утверждены худсоветом и получают одобрение на выпуск в массовое производство.
Здесь она создает фигурки малой пластики, вазы и прочие предметы для украшения интерьера; штофы, чайники, чашки и кружки; сухарницы и конфетницы; наборы посуды, в частности, для чаепития и кофепития, кваса, пива, окрошки, разнообразных десертов; украшения, в том числе бусы, броши, браслеты.
Только за первые десять лет работы 35 ее проектов были завершены, 10 из них пошли в масштабное производство. В основном она работала с майоликой, создавала новые формы и подходы к росписи. Классический подход к этому моменту стал терять свои позиции, спрос падал и нужно было искать новые пути, чтобы удержать интерес потребителей.
Посуда Шинкаренко не только помогала облегчить домашний быт, но и вносила существенный вклад в ее украшение, традиционная роспись и формы стали уступать место абстракции, при этом она смогла сохранить то, что называют сейчас «русским стилем». В старинные мотивы был привнесен элемент новизны, поэтому ей никак нельзя приписать приверженность к плагиату. Люди охотно разбирали и разбирают ее изделия, так как от них идет тепло, они привносят уют в любой интерьер. Большая доля ее разработок были запущены в серийное производство.
В 1970-х годах она начинает создавать входящие в моду декоративные тарелки. Роспись могла быть цветочной, изображать животных и птиц в естественном окружении, быть посвящена военной тематике. К Олимпиаде 1980 года также была выпущена серия настенных декоративных тарелок.
Помимо этого, она подготовила массу новых мастеров, которых лично обучила и которые продолжают работу на заводе. Ее произведения часто принимали участия в выставках, в том числе персональных. Все годы ее творческого пути музеи приобретали как единичные, так и серийные изделия художницы, это теперь экспонаты десяти крупнейших музеев Российской Федерации: Исторического музея Москвы, Русского музея Санкт-Петербурга, музея в усадьбе Кусково и других.
Работы в нашем магазине: