Школы клоунов: история и культура клоунады и как стать клоуном

10 октября 2024

Клоунада — это один из древнейших видов искусства и развлечения, который имеет глубокие корни в культуре различных цивилизаций. Клоуны выступали на фестивалях и театральных постановках в таких древних государствах, как Китай, Индия, Египет, Греция и Рим. Их роль выходила за рамки простого развлечения, зачастую это были:

  • социальные критики, которые бросали вызов недостаткам общества;
  • преподаватели, использующие юмор и пародию для передачи реальных ценностей;
  • народные целители, включая современных психологов, которые помогали людям справляться с трудностями через смех, принося радость и надежду.

Клоуны делились на несколько категорий: клоуны с белыми лицами, клоуны Огюста и клоуны-персонажи. Эти артисты были важными и уважаемыми членами общества, их ждали и любили, они занимали незримое место в жизни властей.

Древний Египет

В Древнем Египте клоунов связывали с богом Хекой, покровителем творчества и целительства. Им приписывали сверхъестественные способности, такие как управление силами природы и изгнание болезней. Клоуны служили советниками фараонов, способствуя развитию дипломатии. Им было позволено шутить на политические темы, высмеивая социальную несправедливость и коррупцию. Один из шутов даже спас жизнь фараону, развеселив его во время голода.

Древняя Греция и Рим

Греки и римляне уделяли значительное внимание клоунаде, разделяя комедию на «старую» и «новую». «Старая» комедия затрагивала политические и социальные проблемы с использованием масок и жестов. В «новой» комедии акцент делался на романтическую и бытовую сатиру. Клоуны (шуты) всегда были основными персонажами, придавая динамику ситуации и критикуя происходящее.

Италия

Комедия масок (дель арте), возникшая в XVI веке, основывалась на импровизации. Героями обычно были Арлекин (Арлекино), скряга (панталоне), доктор (дотторе), солдат (капитано), пара влюбленных (иннаморати) и прислуга (дзанни). Арлекин и панталоне стали наиболее любимыми благодаря своим ярким характерам. Эти клоуны привлекали зрителей к участию в действии, используя акробатику и словесные игры. Многие приемы той эпохи, такие как импровизация, фарс и маски, продолжают использоваться в современном искусстве клоунады.

Первые школы клоунов

Клоуны были многофункциональными артистами, исполняющими акробатические номера, жонглирование и дрессировку животных. Они также должны были быть хорошими психологами, умеющими управлять настроением публики. Первые школы клоунов появились в России (Московское государственное цирковое училище), Франции (школа Филиппа Голье), Испании (Международная школа клоунов) и США (Колледж клоунов братьев Ринглинг). Эти учебные заведения подготовили множество талантливых артистов.

Современная клоунада

Сегодня клоунада активно использует современные технологии как в подготовке номеров, так и в процессе выступлений. Яркие костюмы, парики и макияж дополняются элементами дополненной реальности и интерактивными медиа. Как и в древности, в наши дни также существует три основных вида клоунов с уникальными характеристиками.

  • Клоуны с белым лицом: их лица, шея и руки часто белые, как правило они имеют большой красный нос и несколько увеличенные другие черты лица (губы, брови, щеки). Одним из типичных представителей данного образа выступает Пьеро, который одновременно романтичен и печален.
  • Клоуны с обычным цветом лица, но с ярко окрашенными одеждой и волосами, а глаза, рот и нос зачастую выделены черным. Их поведение несуразно и глуповато, они постоянно попадают в неприятности или вносят хаос своей неуемной активностью, однако всегда веселы и дружелюбны. Зачастую этот тип клоуна является напарником клоуну с «белым лицом».
  • Клоуны-персонажи принимают вид конкретной личности, профессии или общеизвестного стереотипа, имеющего отдельную историю. Эти артисты разыгрывают комедию или драму. Характерные для них образы бродяги, бедняка или медработника.

Технологии исполнения номеров

Веками формировались определенные традиции и методы клоунады. Здесь часто используется импровизация, так как каждая аудитория отличается, а захватить внимание необходимо в любом случае. Здесь не обойтись без быстрой реакции и остроумия, умения мгновенно решать возникающие проблемы и учитывать чувства зрителей. Клоун должен уметь развеселить публику пантомимой, мимикой и звуками. При этом быть профессиональным акробатом, жонглером, владеть прочими цирковыми и не совсем цирковыми навыками. Уметь вовремя вставить шутки, загадки или даже спеть песенку.

Задача клоуна — развлекать зрителя любыми способами, включая работу в тандеме или взаимодействие с публикой. Современные условия расширяют горизонты карьеры клоунов: они могут работать не только в цирках, но также в медицинских учреждениях или на корпоративных мероприятиях. Каждый из этих вариантов требует особого подхода к аудитории.