Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Многие из нас в молодости любили читать романы с участием парусных кораблей и обязательно пиратов. Многие продолжают читать и интересоваться морским делом также во взрослом возрасте. Романтика и красота летящих над морем парусов будоражит воображение.
Все знают, что управляют таким судном с помощью штурвала. Сейчас это скорее символ мореплавания, который проник в самые разные сферы нашей деятельности. Зачастую он используется как элемент декора, демонстрирующий вашим гостям или клиентам, что у владельца помещения в душе живет жажда открытия новых горизонтов, а ваша команда готова брать на абордаж любые сложные задачи.
Как управляли большими судами в далеком прошлом
Первые корабли не имели рулевого управления, поворот осуществляли с помощью весел, а точнее плоских досок, закрепленных в районе кормы. В качестве примера можно привести изображения судов Древнего Египта, возраст которых относит их приблизительно к III – IV тысячелетиям до н.э. Такое громоздкое устройство заменили на более удобный для управления «руль» немногим более тысячи лет тому назад. Вначале это было огромное колесо, для поворота которого нужны были усилия нескольких членов команды.
Приделать ручки на рулевое колесо додумались позже. На центральную ось штурвала наматывался канат, который другим концом спускаясь через палубу, посредством специальных блоков крепился к рулевому управлению судна. Со временем конструкция судов совершенствовалась, но это одновременно требовало совершенствования управления и в механизм рулевого управления стали добавлять новые рычаги и блоки, которые посредством тросов облегчали передачу усилия на перо руля, закрепленное на ахтерштевне в задней части любого парусного корабля, а сам ахтерштевень опирается на основную продольную балку (киль) и был предназначен для удержания судна на выбранном курсе.
Точное время, когда придумали такое усовершенствование сейчас сказать уже невозможно. Есть предположение, что пионером в данном вопросе была Голландия. Именно голландская флейта якобы первой вышла в море под управлением штурвалом в 1595 году. Изобретателем считается Питер Янсзон Лиорн, известный в те времена мастер корабельного дела.
Эту версию подтверждает и само слово «штурвал», которое происходит от сочетания двух голландских слов: «stuur» — «руль», а «wiel» — «колесо». По другой версии допускается, что еще в XII веке существовали какие-то варианты подобного рулевого управления. В любом случае современных вспомогательных рулевых машин еще не было даже в проекте (первые такие механизмы появятся только в XIX веке), повернуть его на нужный угол было не так уж легко, поэтому к процессу привлекали 2-4 человек.
Судоходство стремительно развивалось, за голландцами последовали немцы и прочие морские державы. Именно на придуманных голландцами флейтах учился строить корабли Петр I, хотя на Руси издревле существовала собственная система кораблестроения, но без такого средства управления. Так в Финском заливе появятся первые русские корабли со штурвалами. В том же XVIII веке штурвал стали использовать на своих судах и английские мастера.
Интересный факт: те страны, которые не дошли до применения штурвала, вплоть до начала XVII века, на своих кораблях применяли такое приспособление как кольдершток. Это вертикальный рычаг, крепившийся к румпелю, и позволял с палубы повернуть руль наклоном в соответствующую сторону.
Причем эта конструкция довольно долго была в ходу как запасной (дублирующий) элемент управления кораблем на случай повреждения рулевого управления со штурвалом, к примеру, при выходе из строя штуртроса (цепи или троса, идущего от штурвала к рулю), еще пару сотен лет. Такой элемент сохранялся в конструкции английских, испанских и французских судов вплоть до XIX века. Для легких парусников и моторных лодок некое подобие румпельного управления применяется и в настоящее время.
Наши дни
Сейчас такую красоту, как старинный корабельный штурвал, можно встретить только на судах ценителей антиквариата и в «сокровищницах» коллекционеров. На современных судах применяются электрические и гидравлические усилители и руль не многим отличается от автомобильного даже по размеру. Что интересно, на некоторых современных яхтах устанавливают параллельно два руля, но не для того, чтобы облегчить работу капитану, а для лучшего обзора курса с разных галсов.
Материалом изготовления штурвала могут выступать массив дерева, нержавеющая сталь или алюминиевый сплав. Как и раньше, механизм управления судном с использованием штурвала подчиняется законам физики. Поэтому, чем больше судно, тем больший диаметр штурвала требуется для управления, а для того, чтобы переложить руль на другой борт на океанском лайнере, может потребоваться 6-8 оборотов, тогда как для небольших яхт может быть достаточно 2-3 без риска потери управления в сложных ситуациях.