СХФ №1: история появления и работы скульптурно-художественного производства

20 декабря 2024

История скульптуры началась в глубокой древности, наши далекие предки старались повторять красоту животных и человеческого тела, формировали абстрактные образы, в том числе с целью дальнейшего поклонения, украшения пространства.

С течением времени появились новые материалы и техники, стали выпускать тиражную продукцию в условиях завода. Она соответствовала стандартам, а многие изделия были достойны занять место в сервантах и на столах самых обеспеченных членов общества. Также существовали авторские работы, созданные лучшими в своем направлении.

Очень многих все еще завораживает блеск и яркость глазурей, совершенство форм, сдержанность и благородство скульптур. Некоторые из них заставляют задуматься, проникнуться посылом художника и автора задумки. Отечественная продукция Скульптурно-Художественной фабрики №1 особенно привлекательна. Отечественная керамика развивалась в одно время со всем государством. В том числе на совершенствование и возможности повлияли социальные и экономические аспекты, ключевые изменения.

Общие данные о фабрике СХФ №1

Чаще всего упоминается полное название: Скульптурно-Художественная фабрика №1. Данное производство известно многим коллекционерам, ценителям красивых вещиц, людям, которые сами занимаются скульптурой или относятся к близким к направлению профессиям. Художественный фонд СССР являлся организацией общественной категории, он действовал совместно с Союзом художников государства. Целью деятельности фонда являлась помощь художникам, числившимся в качестве членов организации, а также содействие налаживанию их быта, материального состояния.

Образование фонда в СССР было инициировано государством, вышло соответствующее постановление от СНК СССР в 1940 году, а именно – 4 февраля. Это была полноценная организация со своим уставом, последний в крайний раз был изменен и одобрен в 1957 году. Главного управляющего не было, эту работу выполняло правление.

Работа Художественного фонда велась слаженно, в том числе была предусмотрена деятельность:

  • различных мастерских;
  • заводов;
  • фабрик;
  • домов творчества;
  • салонов, которые также занимались продажей продукции.

И это далеко не полный перечень. СХФ №1, как и прочие предприятия фонда художников СССР, выполняла разные заказы: от учреждений, кооперативов государственного уровня и так далее. Специалисты и рядовые сотрудники фабрик оформляли разные выставки и создавали настоящие произведения искусства, украшали здания и прочие конструкции. Позже фонд получил новые функции, поскольку «Всекохудожник» прекратил свою деятельность. Работало несколько отделений, они выполняли отведенные им задачи совместно с республиканскими Союзами художников.

Чем отличалась Скульптурно-Художественная фабрика №1

Фабричное производство являлось одним из отделений Художественного фонда страны. Работало оно на территории Москвы, в Потылихе. Сам цех был запущен ближе к завершению 1940-х годов. Ранее населенный пункт был слободой и назывался Тылой. В дальнейшем он преобразовался в дачный поселочек Потылиха. Местность была небольшой и занимала не более одного квартала. Фабрика размещалась близко к третьему транспортному кольцу.

Продукцию СХФ №1 выставляли в ходе «Выставки декоративных искусств», где она была высоко оценена. Произошло событие в майские и июньские дни 1955 года на Кузнецком мосту. Для этой задачи отлично подошли залы для выставочных экспозиций МССХ «Дом художника». 1

В том числе представили изделия, созданные руками А. В. Ассанова, В. В. Беленкова, Г. Н. Кретова, Т. И. Берента, А. А. Арендта, С. Б. Прессмана, Д. Ю. Митлянского и многих других. Исходя из сохранившихся данных о выставке, Скульптурно-Художественная фабрика №1 сотрудничала с большим количеством специалистов, в том числе юных дарований и уже имеющих продолжительный опыт деятельности. Неудивительно, что они смогли создать очень разные, но по-своему прекрасные творения, некоторые из которых сохранились до наших дней и стали еще более ценными.

Это история нашей страны, воплощение творческих идей и уникального мастерства. Также к фабрике относилось новое строение ЭТПК, в котором был керамический и скульптурный цеха, мастерские для работы с декоративным, ювелирным металлом, отделы по обработке стекла. Особенной продукцию делала уникальность, тиражи были не просто маленькими, а скорее мизерными. Скульптурой фабрики можно любоваться очень долго, ведь каждое изделие отражает опыт скульптора и исторические события.

Развитие скульптуры в России и СССР

Как упоминалось выше, СХФ №1, как и прочие производства, зависели от состояния страны в целом. После царской России сохранялись проблемы реформирования, обновления. И именно открытие исследовательских, научных, образовательных организаций, лабораторий художественного направления позволило получить профессионалов для производств.

Еще до открытия СХФ №1, в 20-е-30-е годы обучение проходили многочисленные эксперты, они стали базой для развития керамики в советский период. Замедлила ход развития ВОВ, но после 50-х реформы пошли своим чередом. Выпускники вузов по профилю устремились на фабрики, а все эталоны для получения тиражей очень тщательно прорабатывались. Такой подход позволил получить авторскую керамику, она была настолько хороша, что сравнивалась с произведениями искусств.

Керамика на СХФ №1 выпускалась практически в обход границ, поставленных идеологией и даже цензурой. Работы художественного производства отправлялись на международные выставки и демонстрировали достижения наших мастеров. После распада Союза многие преуспевающие предприятия закрылись, но полученный опыт был сохранен и перенят современными умельцами.

«Лавка Старины» предлагает уникальные работы CXФ №1, в том числе доступна статуэтка «Балерина», созданная в 1950-60-е годы из майолики. Красоту работы вы можете оценить по фото. Мы занимаемся не только продажей, но и покупкой старинных вещей, а также их оценкой.