Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Если кто-то и не видел скобкарь вживую, то наверняка знаком с ним по картинкам из школьных учебников. Он представляет собой деревянный сосуд для пива, кваса, браги, изготовленный из разных пород древесины (березы, осины, липы) в долблено-резной технике.
Традиционный русский скобкарь имеет форму ладьи с двумя ручками по краям. Одна ручка вырезана в форме головы птицы — утки, лебедя, гуся, а вторая — в виде хвоста. Есть более редкий вариант, который называется гусак. Здесь одна ручка имеет форму лошадиной головы, а вторая — хвоста. На Руси в каждом регионе делали свои скобкари, но самыми известными и распространенными считаются изделия северного и ярославского типов.
Скобкарь северного типа изготавливали в Архангельской, Вологодской и Новгородской губерниях. Его основное отличие в четко выраженной ладьевидной форме, а также в том, что вся поверхность с наружной стороны покрыта традиционной для этих регионов росписью. Узор обычно представляет собой завитки растительных орнаментов на белом, реже — желтом фоне, со сказочными персонажами: птицы-павы, кони, рыбы. В редких случаях на старинных северных скобкарях присутствуют дата изготовления и имя мастера.
Лучшими считались ярославские, ведь у них самое высокое качество изготовления. Есть у ярославских скобкарей еще одна особенность — ручка в форме головки сказочного существа, что-то среднее между птицей и змеей с раскрытым клювом. Что интересно, вторая ручка выполнена не в виде хвоста, а по типу конька. По венцу ярославских изделий обязательно проходит широкая кайма золотистого цвета и орнамент с завитками и цветами.
Делятся эти предметы и на другие виды. К примеру, ложчатые скобкари отдаленно напоминают ярославские, но отличаются более выпуклой чашей, которая может быть окрашена в любой цвет, но обязательно с росписью. Именно этот тип сосудов в будущем стали выплавлять из металла. Красивую ручную роспись заменили чеканкой, сохранив все традиционные орнаменты. Называли металлический сосуд просто ложкой, а распространяться он стал в шестнадцатом веке в Новгородской области, о чем свидетельствуют рукописи того времени.
Скобкари также делятся по размеру: большие, средние и малые. Большие, скорее даже гигантские, вмещали порой до двадцати литров, они служили для подачи на стол напитков в большие праздники. Торжество выглядело следующим образом: хозяин дома держал сосуд за одну ручку, а гость — за другую, так вместе они пили пиво через край. Из средних, которые были раза в два меньше больших, тоже можно было пить только вдвоем. А вот маленькие скобкари использовались для индивидуального пользования, но во время праздников напиток в них зачерпывали из больших сосудов.
Празднование канунов не обходилось без пива, кваса и скобкарей. Кануны — это дни в память чрезвычайных событий: мора людей и скота, ураганов, гибели урожая и других трагедий. Такой день было принято отмечать всей деревней в чьем-то доме по очереди. Каждый из гостей приносил свою долю — продукты, из которых варили пиво и квас. В этот день обязательно проводили крестный ход с иконой церкви, окропляли святой водой дома, скот и поля, чтобы те страшные события больше никогда не повторились. На празднование канунов также могли приезжать родственники из соседних деревень, поэтому на стол ставили праздничную посуду. Взрослые пили из больших и средних скобкарей пиво, а детям наливали квас в маленькие. Точно так же в русской деревне праздновали дни святых: Николая Чудотворца, великомученика Георгия, пророка Ильи и других. Разумеется, что простые семейные праздники не обходились без этого традиционного сосуда. Что интересно, на праздниках он был настолько обязательным атрибутом, что бедные семьи, которые не могли себе позволить скобкарь, могли одолжить его в деревенской церкви. Точно так же для бедных крестьян при церквях варили пиво и квас.