Мастера советского фарфора: скульптор Анатолий Киселев

6 сентября 2024

Советско-российский скульптор Анатолий Александрович Киселев известен широкому кругу специалистов, а также огромной армии поклонников фарфоровых произведений. Анатолий Александрович родился в 1929 году в Костромской области в деревне Починок. Однако всего спустя год семья переезжает в Ленинград, и с тех пор Северная столица становится основным местом жительства скульптора, мастера фарфоровых изваяний.

Отучившись с 1946 по 1954 годы в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, Анатолий Киселев начинает пробовать себя в деле создания скульптурных композиций. А уже с 1957 года он является ежегодным участником самых различных всесоюзных, региональных, городских и групповых выставок, что только укрепляет его в статусе талантливого скульптора. С 1960 года Анатолий Александрович является членом Союза художников СССР.

Одним из своих главных вдохновителей и учителей Анатолий Киселев считает Владимира Стерлигова — известного советского художника, живописца, мастера станковой и книжной графики, верного последователя и ученика Казимира Малевича и Павла Филонова. С 1964 по 1973 год Анатолий Киселев входит в группу Стерлигова, где единомышленники экспериментировали с пластическим пространством, которое основано не на традиционной прямой линии, а на искривленной, а также исповедовали достаточно своеобразную «чаше-купольную систему», оригинальный вариант русского косизма.

Увлечение «стерлиговским» направлением нашло свое отражение в таких работах Анатолия Киселева как станковые скульптуры (скульптуры, воспринимающиеся как самостоятельное произведение без привязки к архитектуре и рассчитанных на осмотр с короткого расстояния):«Балерина», «Росток», «Композиция с графикой». Также в активе у Анатолия Александровича есть и монументальные работы, то есть гармонично связанные с архитектурно-пространственным окружением — это, например, монументально-декоративная композиция «Костер».

Но убежденная последовательность и верность «стерлиговскому способу» отображения пространственных образов не ограничивается только объемными композициями, вышедшими из-под рук талантливого мастера. Существенное количество самых разных рисунков и прочих живописных опытов Анатолия Киселева несут на себе следы художественных принципов учителя — Владимира Стерлигова и группы его последователей.

Так, памятник-бюст бойца Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, снайпера Феодосия Смолячкова расположился на проспекте, названным в честь прославленного воина. Скульптурные портреты — яркий мастерский пример образцового соцреализма. Фонтан «Слияние рек» с декоративными композициями Киселева расположился в Кирово-Чепецке. В приморском парке Победы в Санкт-Петербурге и в Южно-Приморском нашли свое пристанище площадки для детей, созданные Анатолием Киселевым.

Въездная площадь в детском лагере «Орленок» также связана с именем Киселева. Есть работы замечательного ленинградского мастера не только в самых разных частях бывшего Советского Союза, но и в зарубежных странах, в частности, в японском городе Осака. Анатолий Киселев — создатель скульптурных мемориальных фигур в Кандалакше и Олонце, в Новой Ладоге и в поселке Волово в Тульской области. Работы мастера хранятся в Государственном Русском музее, Музее истории города Санкт-Петербурга, Театральном музее, в Музее органической культуры в Коломне, а также в российских, американских и польских частных собраниях.

Широта таланта Анатолия Киселева поражает, художник обладал сразу несколькими творческими лицами: это не только скульптурные творения, графические и живописные работы, но и мелкая пластика в фарфоре. И пусть иногда его демонстрируемые ипостаси и входили в противоречие друг с другом, но спокойно сосуществовали рядом. Помимо художественных талантов Киселева как образцового советского монументалиста, Анатолий Александрович раскрылся и как мастер фарфоровых изделий.

Работая на Ленинградском заводе фарфоровых изделий (1954-1969 годы) Анатолий Киселев становится автором фарфоровых произведений, общий тираж которых достигал 150 тысяч единиц. Образы, созданные художником, известны всем от мала до велика: это и Иван-царевич, наклонившийся к лягушке, сестрица Аленушка со своим братцем-козленочком. Целый ряд произведений Анатолия Киселева были привычным атрибутом миллионов советских квартир. Работы были оригинально декоративны, органично отражающими все перипетии общественных настроений и вкусов советского периода.

Работы в нашем магазине: