Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Как известно, в Советском Союзе пропаганда была везде. Портреты вождей, лозунги о достижениях пятилеток, красные звезды с серпами и молотами смотрели на гражданина отовсюду. Не стали исключением и продукты питания, но больше всего пропаганды было именно на кондитерских изделиях.
После революции большинство фабрик оказались разоренными, их владельцы скрылись или сгинули в кровавом водовороте революционных событий, и всем было не до сладостей, поэтому они появились на прилавках лишь спустя несколько лет после судьбоносных октябрьских событий.
Кондитерская промышленность пришла к упадку еще в середине десятилетия, ведь вся страна находилась в тяжелейшем кризисе из-за Первой мировой войны. После революции промышленность, причем, вся, остановилась почти полностью. В результате смены власти и политического строя вместо 145 крупных кондитерских предприятий (речь идет о тех, где работало не менее полусотни человек) осталось всего девять. Понятно, что все эти фабрики сразу перешли в собственность государства. А вместо брендовых названий, например, «Эйнем» появились новые — «Государственная кондитерская фабрика № 1», которую потом переименовали в «Красный Октябрь». И все равно даже уцелевшие производства не работали вплоть до времен НЭПа. Налаживаться выпуск кондитерской продукции стал лишь в 1921-1922-м годах. Среди фантиков той поры нет ни одного от шоколада, только дешевые карамели и драже. Качество самих фантиков тоже было ужасным: плохая желтая бумага, низкосортная полиграфия, а вот политизированность чувствовалась прекрасно. Прежде всего, на упаковке изображали новых советских героев. Лидеры революции, вожди мирового пролетариата и бунтари теперь смотрели на «освобожденных» людей не только со страниц «Правды», но и с карамелек.
Фабрика «Большевик» изготавливала карамельки «Ильич» с примитивным рисованным портретом Ленина на красном фоне. Там же выпекали печенье с таким же названием и изображением. Фабрика «Красный Октябрь» делала карамельки, обернутые в фантики с портретами разных деятелей: Троцкого, Энгельса, Маркса, Ленина и других, но внутри всегда была одна и та же конфета. В конце 1922-го года «Красный Октябрь» выпустил серию карамели «Юбилейная» в честь пятой годовщины Октябрьской революции. О событии свидетельствовали даты на фантике «1917-1922». Также на фантиках изобразили главных революционеров: Свердлова, снова Троцкого и Ленина, вождя Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта.
Очень многие названия конфет той эпохи начинались со слова «красный». На прилавках магазинов продавались конфеты «Красный авиатор», «Красный ветеран», «Красная Москва» и так далее. Конечно, кроме названия было соответствующее изображение на самом фантике. К примеру, сюжет на обертке от конфет «Красное знамя» простой и банальный — рабочий, стоящий на руинах старого мира с винтовкой и красным флагом, а позади него новая эпоха с коптящим заводом и крестьянином с плугом. К концу десятилетия стиль оберток стал более авангардным, с прямыми буквами, простой палитрой, с изображением заводов, труб и рабочих. Типографии работали еще на старом оборудовании, также сохранились дореволюционные пластины и клише, многие из которых слегка переделывали, чтобы сэкономить на новых. Например, фабрика «Большевик» изготавливала конфеты «Богатырь» с фантиками, которые печатались с дореволюционных клише. На них изображался богатырь на коне, убивающий Змея-Горыныча булавой. Чтобы сделать конфету советской, к груди богатыря пририсовали красную звезду, выглядело глуповато, но пропаганда важнее!
Интересно рассматривать фантики той эпохи в хронологическом порядке, ведь так можно проследить, с какими проблемами молодая страна сталкивалась в тот или иной период. Появляется серия карамели «Азбука» с изображением предметов по алфавиту на разных фантиках — страна борется с неграмотностью. Потом продаются конфеты «Метро» — в столице начали строить подземку. Интересная серия конфет с названием «Индустриализация», где на разных фантиках изображались трактора, заводские тиски, трамваи и т.д. За пару лет до начала коллективизации советская власть вдруг вспомнила о сельских жителях, и появилась карамель «Крестьянская», а также украинский вариант — цукерка «Селянська». Впрочем, в те времена жителям деревни было точно не до конфет, поэтому все карамельки доставались горожанам.
С середины 1930-х кондитерская промышленность начала меняться, причем, в лучшую сторону. Появилось больше продукции, шоколад перестал быть редкостью, качество упаковки тоже повысилось, но агитации стало меньше. Появились конфеты с понятными названиями: «Чародейка», «Белочка», «Маски». Трудно сказать, что повлияло на смену курса. Возможно, двусмысленность ассоциаций, возникающих, скажем, у людей, поедающих конфету с названием «Сталин» — получается, что любой мог съесть «отца всех народов», а фантик с его портретом выбросить в мусор? Немыслимо! Некоторые, самые безобидные старые наименования из 1920-х годов остались: «Народная», «Крестьянская», «Республиканская», «Пионерская» и некоторые другие.
С началом войны все меняется. Ассортимент сокращается до предела и ориентируется не на детей, а на нужды фронтовиков. Солдатам в бою тоже нужно сладкое. С конвейеров сходили в основном печенье, галеты и сухари, которые входили в сухпайки. На этикетке обязательно присутствовал девиз «Все для фронта, все для Победы!». Качество упаковки снова упало, бумага стала желтой, изображение размытым. Хорошо заметно и плохое качество оформления в плане дизайна, художников-оформителей мобилизовали. Редко в магазинах появлялось печенье, одно из них — «Военный поход» с изображением танков с красными флагами на башнях, которые двигаются справа налево, в западном направлении. После войны конфеты стали возвращаться на прилавки, и почти все они были на тему победы. Особенно необычной выглядит советская карамель Victory с изображением флагов СССР, Великобритании и США. Вероятнее всего, это были единственные советские конфеты с английским названием.
С конца 1940-х годов кондитерская отрасль, как и многие другие, стала приходить в себя, что отразилось на ассортименте продукции и качестве упаковки. Пропаганды становится еще меньше, теперь на фантиках чаще изображают города страны, достопримечательности, памятники. В 1947-м году вышла шоколадная плитка «Октябрь» в честь тридцатой годовщины революции, на упаковке которой изображены кремлевские башни с красными звездами, но что интересно, позади хорошо заметна колокольня «Иван Великий» со звонницей, да еще и с крестами на куполах! В 1950-е годы чаще встречаются пропагандистские обертки на тему индустриальных достижений. Например, в 1953-м году вышла шоколадная плитка «Стандарт» с изображением шлюза в честь запуска Волго-Донского судоходного канала. В 1960-е годы главной темой агитационной упаковки стал космос. Появились конфеты «Белка и Стрелка», «Спутник», «Идущие к звездам», «Полет».
Эпоха «застоя» не давала повода для выпуска новой агитационной упаковки. Страна жила размеренно, с ленцой, без потрясений. Среднестатистический гражданин жил неплохо и в промывке мозгов более не нуждался. Люди перестали улавливать смысл в названиях «Первомай», «Октябрь», «Артек», «Дружба» — это были просто названия продуктов. Красные звезды, флаги, пионерские горны приелись и никак не влияли на мировоззрение людей. Исключением стала Московская Олимпиада. Безусловно, власть дала команду мощно отразить событие в том числе и на упаковке кондитерских изделий. Народ с удовольствием сметал с прилавков сладости с изображением олимпийских колец, мишки и спортсменов с красными флагами в руках, ведь изготавливались эти кондитерские изделия, в первую очередь, для зарубежных гостей, поэтому были намного качественнее. Нечто похожее произошло в 1985-м году, когда проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Тогда точно так же гостям советской столицы необходимо было продемонстрировать положительные стороны жизни в СССР. Так, прилавки магазинов снова наполнились сладостями в новых упаковках, но агитации стало еще меньше. А потом настала Перестройка, необходимость делать новую упаковку для сладостей отпала, и с каждым днем конфет, шоколадок, леденцов и другой кондитерской продукции выпускалось все меньше и меньше.