Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
В небольшом городе Арзамас Нижегородской области живет рукодельница Мария Мурыгина, сумевшая возродить и умело сочетать с современной вышивкой старинную технику золотного шитья. Работы мастера известны далеко за пределами Арзамаса.
Исторический центр вышивки золотом
Золотное шитье издревле было местным ремеслом, которое активно развивалось в монастырях и отдельными золотошвеями. Здесь так же создавались церковное облачение; образы святых и оклады к ним; светские одеяния: рубахи, сарафаны, передники, разнообразные головные уборы. Сам процесс примерно можно разделить на несколько этапов: создание эскиза в натуральную величину, перенос рисунка на картон, крепление полотна на деревянную раму, разметка границ орнамента и размещение картонных элементов на ткани или коже с точечным креплением нитью или клеем, и только потом сама вышивка.
Заказы на такие изделия поступали из всех уголков Российской империи и из других соседних государств, включая Иерусалим, Константинополь, Афины, Грецию и многие другие. Мастерство рукодельниц было настолько известно, что именно им поручили создание церковных принадлежностей для Храма Христа Спасителя в Москве.
Талант и любовь к творчеству порождают шедевры
Родилась Мария в Арзамасе. Любовь и талант к творчеству проявились еще в раннем детстве, поэтому мама отвела ее в местный Центр развития творчества детей и юношества, когда она училась во втором классе. Именно там ее научили не только лепить, рисовать и изготавливать фигурки из папье-маше, но и вышивать, правда классическими способами и обычными нитками. Ребенок увлекся и ее работы постоянно занимали призовые места.
После школы Мария окончила высшее учебное заведение по экономической специальности, но, к счастью, всесторонне одаренному человеку в декоративно-прикладном искусстве не суждено было утонуть в бумагах. Бывший преподаватель предложила ей попробовать себя в направлении золотного шитья в Центре ремесел Арзамасского района. Такого рода вышивка была для нее в новинку, поэтому пришлось начинать с самых основ, изучая всю доступную информацию в книгах из местной библиотеки и в сети Интернет.
Так она изучила технологические особенности такой вышивки: как под нужным углом заводить иглу, чтобы скрыть нижние нити, как сделать рисунок объемным при помощи картона или войлока. Мастерица рассказывает, что раньше такую одежду нельзя было стирать именно из-за объемных элементов, а соответственно надевали ее исключительно на особые случаи, бережно хранили и как огромную ценность передавили по наследству.
Первым заданием на новой работе для Марии стало завершить работу над старинным головным убором-сорокой. С этим заданием рукодельница справилась с успехом. После чего решила самостоятельно вышить Жар-птицу. Результат настолько понравился ее коллегам, что ей предложили заняться вышивкой по коже, что является более современным направлением. В старину вышивали по бархату, габардину, драпу, шелку.
Для вышивки применяют не только золоченые нити, но и серебренные, несколько нитей (от 2 до 6) могут скручивать в одну. Мастерицы сами делают себе такие скрутки, то, что продается в магазинах, им не подходит. Могут применять и тончайшую проволоку из драгоценных металлов — канитель или трунцал. С такими нитями работать — нужно иметь настоящее мастерство, чуть ошибся, и вся работа пропала, с современными материалами проще.
Именно отсюда пошло переносное значение слова «канитель», как нудное занятие с задержками и помехами. Сильно раньше страдало зрение, так как работа шла в потемках. Кроме того, работать нужно было в специальных чехольчиках на пальцах, чтобы не испортить драгоценную нить. Именно поэтому сейчас настоящие металлические нити используют крайне редко, чаще люрекс и разнообразные мелкие элементы для блеска: бисер, стразы, блестки.
Работа проводится в несколько этапов
Вся эта сложная подготовительная работа связана с тем, что при ошибке весь орнамент «плывет». Мастерица считает, что допустима погрешность не более 2 мм. Мария Мурыгина старается сохранить древние традиции мастерства, но в то же время привнести в работу и что-то свое. В ее архиве не только элементы одежды и украшения, но и картины, расшитые золотом. Мастерица не скрывает своих навыков и проводит мастер-классы для всех желающих освоить такое кропотливое и в то же время такое красивое искусство.