Подарок нефтянику
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Народные одежды всегда связаны с климатом конкретной местности, образом жизни и верованиями отдельной человеческой общности. Первые сведения об особенностях русского национального костюма можно найти в записях VII века. Там упоминаются племена землепашцев, которые в силу этого вели оседлый образ жизни и сохранившие отголоски языческой культуры. В то же время христианские традиции и культура Византии, откуда они пришли, привнесли свои оттенки в манеру одеваться.
Мода древнего мира и современность
В настоящее время отношение к моде существенно поменялось. Раньше одежда ценилась и передавалась по наследству, отдельные предметы не просто разбирали, а четко прописывали в завещании кому что. Девушка из обеспеченной семьи на свадьбу надевала платье своей бабушки и это считалось нормой. А «шуба с царского плеча» вообще была престижным подарком за особые заслуги. Даже пришедшую в негодность одежду перешивали до последнего под детей. Это было обусловлено тем, что одежда была, по сути, оберегом от темных сил, все вышивки и украшения носили сугубо ритуальный характер. По этой причине мальчикам перешивали одежду отца, а девочкам — матери.
В XVII веке, благодаря Петру I, к заметному татарскому влиянию добавилось влияние Европы. Так как насаждалось на уровне знати все насильственно, национальный костюм стал символом сопротивления чуждой культуре. Национальный костюм смог выжить в народной среде и среди старообрядцев. С этого момента происходит значительный разрыв между народным стилем и одеждой обеспеченных слоев общества.
Как это не удивительно, но в конце XIX века интерес к этнической русской одежде стал возрождаться, она стала входить в моду, причем даже за пределами самой России. Вышивка в славянском стиле, длинные приталенные пальто, расшитые золотом и бисером, отороченные мехом, меховые шапки и цветочный принт павлопосадских платков покорили европейскую публику. Что касается современности, то русские мотивы в одежде становятся все более востребованными за счёт красоты и выразительности. Самые известные кутюрье мира называют русский стиль не просто экзотичным, а изысканным, роскошным и даже аристократичным.
Мужская одежда
Стандартом мужской рубахи считается косоворотка — сорочка, похожая на тунику. В то же время часто можно было встретить и прямой ворот. Вышивка по вороту, манжетам и подолу была нормой и служила защите от нечистой силы. На талии рубаха перехватывалась таким же расшитым поясом. Для того чтобы сделать одежду богаче, практиковали вставки и оторочка одежды другой тканью. В XIII веке сорочка стала нижним бельем, поверх надевали расшитые холщовые рубахи, которые украшали в меру своего достатка. Называли их верхницы или навершники. Они могли быть с укороченным рукавом или вовсе без него.
Брюки назывались «порты», крепились на поясе шнурком и заправлялись в сапоги. Сверху надевали кожух из телячьих или овечьих шкур, или свитку, распашную одежду из холста, на подобии кафтана. Те, кто был из знатных сословий, надевали долгополый кафтан — охабень. Это была длинная распашная одежда с прорезями для рук у пройм (рукава можно было использовать по назначению или завязать сзади), крупными пуговицами и большим воротником, причем впереди он был короче, чем сзади. Но с XVII века охабень стал пользоваться популярностью и в среде простого народа. Носили такой кафтан круглый год, в холодное время менялся только материал, а кто был побогаче — пристегивали к нему меха.
Женская одежда
Базовой деталью женского костюма была сорочица — длинная рубашка до ступней. Рубаха, которую одевали сверху, была украшена в меру финансовых возможностей семьи.
Самым ранним вариантом юбки выступала понева — набедренная одежда из нескольких кусков чаще всего красной и синей ткани. Но носили ее только замужние женщины. Подол тщательно украшался вышивкой. Постепенно, начиная с XIV века, этот вид одежды начал вытеснять сарафан — высокая юбка на лямках, который мог надеваться через голову или иметь спереди застёжку на пуговицах. В богатых сословиях сарафаны не просто украшали вышивкой и кружевом, но и оторачивали мехом и снабжали драгоценными пуговицами.
Женщины также носили охабень или суконный опашень. В те времена, чем больше тратилось ткани на одежду, тем обеспеченнее был ее владелец, отсюда и определялась длина рукавов, которые у знати по сохранившимся записям могли составлять в длину 8-10 локтей.
Знатным женщинам приходилось носить больше одежды, чем простым. Для лета на рубаху предусматривалось широкое, не слишком длинное платье. Рукава обшивались другим материалом. Для прохладного времени года предусматривались однорядки — сходные с охабнем, но с небольшим воротником распашные одежды. Шились из шерстяных тканей без подкладки. Носить их могли как женщины, так и мужчины.
На зиму существовала телогрея, иначе душегрея. Чем беднее была женщина, тем короче был наряд. Такая одежда послужила прообразом будущего ватника. Но основной одеждой зимой выступали шубы. Особенностью было то, что мех был всегда внутрь. Шубы украшались в меру своей фантазии и возможностей вышивкой, тканью, драгоценными металлами и камнями.