Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Известно, что такой вид искусства, как лаковая миниатюра, зародился в Древнем Китае. В России промысел начал развиваться лишь во времена Петра I. Это искусство в полной мере отражает самобытность русской культуры и считается поистине уникальным явлением. Русским мастерам удалось соединить достижения Европы и России со своим неповторимым национальным колоритом, что сделало искусство отечественной лаковой миниатюры важной частью художественной культуры.
Считается, что история лаковой миниатюры в России началась в 1795-м году. Богатый купец Петр Коробов построил фабрику по производству лаковых козырьков из папье-маше. Как раз в те времена стремительно повышался спрос на табачные изделия, и фабрикант наладил выпуск табакерок. Изначально табакерки не расписывали, на них наслаивались гравюры, которые покрывались лаком. Однако широкое распространение изделия Коробова не получили.
Настоящий расцвет производства табакерок наступил после того, как дочь Коробова вышла замуж за купца Лукутина. Именно от Лукутина пошли нововведения — роспись шкатулок вручную. Лучшие мастера фабрики отправлялись на обучение в Строгановку. Продукция начала пользоваться большим спросом.
В 1829-м году владелец фабрики Лукутин получил разрешение ставить на своих изделиях гербовые клейма с инициалами. При царе Александре начал совершенствоваться процесс лаковарения, поверхность шкатулок научились расписывать, имитируя слоновую кость и малахит. В орнаментах для инкрустации все чаще использовался металл, а также прием декорирования сканью — узор из маленьких золотых пластинок.
Несмотря на большой спрос этой продукции, после смерти последнего Лукутина Николая в 1905-м году фабрику закрыли. Дочь Лукутина продала всю коллекцию, а мастера нашли работу на других фабриках. Однако уже через три года несколько бывших мастеров фабрики Лукутина при поддержке Саввы Морозова создали Федоскинскую трудовую артель. С первых же дней артель стала выпускать изделия, которые не уступали по качеству Лукутинским. В 1912-м году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве артель получила золотую медаль за высокое качество продукции.
После революции 1917-го года в артели сложилась тяжелая ситуация. Только благодаря мастерству и упорству мастеров производство не только не закрылось, но даже получило диплом первой степени в 1922-м году. Вскоре советская власть основала Федоскинскую школу. Сразу после войны артель преобразовалась в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи, которая действует по сей день.
Федоскинские миниатюры отличаются глубоким черным цветом снаружи и ярко-красным внутри, а также красками с внутренним свечением. Федоскино сыграло историческую роль в выборе пути для многих мастеров в послереволюционные годы и дало толчок к появлению новых направлений лаковой миниатюры. Русская лаковая миниатюра — это часть богатой духовной культуры народа, отличающаяся изящными формами, непревзойденным мастерством исполнения и национальным колоритом.