Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Полотно «Явление Христа народу», созданное художником Александром Андреевичем Ивановым, это масштабная работа во всех смыслах этого слова, как в части размера, так и содержания. Размер полотна 540 см × 750 см, проработка всех деталей до получения финального результата заняла 20 лет. Помимо этого, ради этой картины художник даже пошел против семьи и мнения солидного Общества поощрения художников, которое не стало выделять на нее средства. Одни его считали безумцем, а другие чуть ли не святым.
Главная картина в творчестве Иванова
Кроме самого основного произведения искусства, в Третьяковской галерее хранятся более 300 предварительных эскизов к работе, некоторые из которых можно считать отдельными полотнами. Проводя массу времени в храмах, наблюдая за верующими: за их лицами, жестами и позами, а также посещая и работая в условиях соответствующих ландшафтов, живописец переносил все это на свои зарисовки, а потом и на основное полотно. Художник воспринимал Библию как историческую книгу, пытаясь найти аналогии с историей Российского государства, при этом стараясь избежать возвращения на родину.
Весь сюжет базируется на начальном сюжете из Евангелия от Иоанна и сосредоточен на берегу реки Иордан в момент крещения верующих Иоанном Крестителем. Именно он является самой заметной фигурой на картине: в его руках деревянный крест, а руками он указывает всем на приближающуюся одинокую фигуру Иисуса Христа. Это важнейший момент в развитии христианской религии, по сути, самое начало познания и очищения от грехов.
Что и кого можно здесь увидеть
Центральный персонаж Иоанн Креститель полон духовного волнения и восторга от того, кого он видит. Вокруг него будущие ученики Иисуса, которые потом станут апостолами. Каждый по-своему воспринимает это событие, каждый индивидуален, но их позы демонстрируют стремление пойти за мессией в любую секунду. Помимо этого, слева есть две примечательные фигуры, выходящие из Иордана: старик и молодой человек.
Первый воплощает Древний Израиль и старую веру, тогда как подросток — это новая вера, с вдохновением воспринимающая мессию и стремящаяся к нему. А вот, с другой стороны, разместилась масса людей, раскрывающие полные противоположности: священники, книжники и фарисеи, сомневающиеся или полностью отвергающие истину и исполненных неприязни, их позы демонстрируют закрытость и категорическое неприятие, отсюда и пойдет будущее противостояние и гибель Христа.
Сам Сын Божий изображен обособленно и одиноко, причем даже его лицо несколько размыто, что непроизвольно заставляет зрителя сосредоточиться на других персонажах картины, но в контексте его присутствия. Есть версия, что такой прием подчеркивает сложность понимания и тайну христианства для обывателя. Некоторые исследователи раскрывают такой подход как отдаленность образа Христа, до которого людям идти и идти, его пространство отделено от мира людей, тогда как возвышающийся над всеми пророк несет ответственность за окружающих его людей и донесение до них истинного смысла учения.
Достаточно выразительна фигура раба на переднем плане, подающего одежды своему господину. На его лице радость и надежда от появления Иисуса Христа, от слов Ионна Крестителя, от окружающей обстановки. На лицах, расположенных рядом людей, также оживление и положительные эмоции, возможно, они станут последователями нового учения. Справа на переднем плане достаточно яркий персонаж, он вроде и рад, но ему очевидно страшно, он боится перемен, боится потерять что-то привычное, свой комфорт.
Имеет смысл и окружающий пейзаж. Сам Александр Иванов не имел возможности побывать в Палестине, поэтому здесь можно увидеть типичный итальянский ландшафт. Хотя и нельзя рассчитывать на полную достоверность, но главное, что автор хотел передать духовный и эмоциональный смысл происходящего. Отдельно стоит отметить наличие оливкового дерева: засохшие ветви — символ ухода язычества в прошлое, молодая зелень — зарождение христианства. Художник видел и пытался передать природу как храм божественного духа, где в пустыне, несмотря ни на что, зеленеет молодая поросль.
Отложенное признание и успех картины
Публика не сразу поняла и восприняла замысел. Автор не дожил до этого дня, он умер 3 июля 1858 года. Вскоре картину купил сам император Александр II, заплатив за нее 15 тысяч рублей. Только в начале 1861 года «Явление Христа народу» было представлено на всеобщее обозрение в Москве. Первоначальное неприятие объяснимо с точки зрения господствовавших в те годы академических правил: максимального реализма и строгости сюжета, что никак нельзя отнести к данному произведению искусства. Иванов опередил свое время и впоследствии картина нашла свое место и заслуженное признание.