Статуэтки-миниатюры: зарождение и существование моды на декор

6 декабря 2024

Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление охватывает не только объемные работы, но и рисунки. Размеры выбираются небольшие, примерно 2-5 см, а выбор материалов огромен. Вид искусства приближен к декоративно-прикладному, но часть экспонатов в известных музеях также является миниатюрами, в том числе речь о статуэтках. К высокому искусству относят мелкую пластику из кости или дерева, произведенную в Италии, Нидерландах, Германии. Изделия проектировались и формировались во время периода «пламенеющей готики» — 1350 – 1550 годы — завершающая стадия в развитии готического стиля в этих странах.

История у миниатюр очень длительная и уходит корнями в далекую древность. Сложно не вспомнить творения Древнего мира, в том числе греческие камеи. Они были рельефными и частично уходили за фон. Можно смело считать, что зародилась история миниатюр одновременно с первыми попытками создания определенных образов, отражающих существующие в мире предметы или абстрактные образы. Также у большей части людей нет возможности обзавестись крупными скульптурами, а ее лоск привлекает и манит. В результате растет спрос на статуэтки-миниатюры, их можно хранить дома, сохраняя возможность полюбоваться красотой в любое время.

Кто и когда первым создал статуэтки-миниатюры

Точно указать первого человека, выполнившего миниатюру из глины, кости, камня или дерева невозможно. Это было слишком давно, чтобы найти данные. Точно установлено только то, что искусство было освоено задолго до рисования. Скульптуры с минимальными размерами, соответствующие самому высокому уровню, были изготовлены около 25 000 лет назад. Украшать гроты и пещеры изображениями начали примерно на 10 000 лет позже. Считается, что первыми появились фигурки женщин и различных животных. Многие придерживаются мнения, что в давние времена такие изделия имели магическое значение. Очень часто в качестве образов выбирали носорогов, мамонтов, диких туров и бизонов.

Особенности оформления:

  • высота около 10-15 см;
  • значительная детализация, тщательная проработка;
  • многие фигурки устойчивые и могут стоять на ровной поверхности;
  • выбор материалов стандартный — слоновая кость, глина или камень.

Многие считают, что выполнение фигур с животными связано с тем, что их опасались. Также было принято выделять определенного зверя, с ним якобы присутствовало кровное родство. Исполнение женских миниатюр не было редкостью, но работы не всегда имеют эротическую подоплеку. В обнаженности не было ничего запретного, скорее дело в принципе матриархата. Старинные миниатюры имеют тяжелые формы, а руки и ноги часто редуцированные.

Возможно, так старались воспроизвести символы плодородия и материнства, но точных подтверждений этому нет. Находят миниатюры из слоновой кости и камня в самых разных точках мира. Находки получены на территориях от Восточной Сибири до Франции. Ближе к современным реалиям миниатюры чаще создавались в качестве эскиза для дальнейшего выполнения крупного произведения искусства. Самостоятельно фигурки стали пользоваться спросом ближе к 1970-м годам.

История миниатюр. Предметы роскоши

Миниатюры всегда были предметом роскоши, в том числе из кости и фарфора. Наличие подобных украшений показывало наличие хорошего вкуса у хозяев. Когда на территории России и Европы научились делать фарфор, это привело к развитию направления и открытию новой эпохи. Постепенно модное течение охватило весь мир. Временем рождения художественных статуэток-миниатюр являются 1730-1735 годы. Изысканные украшения изготавливали даже для королевских дворов Европы. Отлично скульптурой владели специалисты Майсенской мануфактуры: Кендлер и Кирхнер. Прославились работы И. И. Кендлера, они соответствовали периоду позднего барокко, и все еще впечатляют, заданным формам подражают как эталонным.

Статуэтки-миниатюры в России также получили огромную востребованность. Их изготавливали из кости и фарфора. Рецепт последнего смог вывести местный ученый Д. Виноградов. Изначально выпускали сервизы для знати, позже начали производить фигурки для декора и сервировки стола. Выполнялись самые разные статуэтки: в виде цветов, охотников, фруктов, домиков, пастушек, собак, арлекинов и так далее. Наличие таких предметов указывало на безупречность вкуса владельца, его влиятельность, обеспеченность и высокий статус. Подобные композиции даже получали названия на манер французов — сюрту де табль. В основном их ставили на стол и применяли на постоянной основе. К примеру, фигуры в виде миниатюр стояли в столовой в усадьбе Кусково (Москва).

Постепенно искусство только расцветало, в XVIII веке это было характерно не только для Европы, но и России. Нередко изделия также выполняли определенную цель, к примеру, производили необычные соусники, перечницы и солонки. Очень многие изделия были единичными. После 1812 года оформление изменилось, фигурки стали больше походить на мраморные скульптуры, в качестве основных цветов использовали бронзовый, черный, белый, синий и золото. В 1830 роскошь вернулась в жилища, помимо уютной и изысканной мебели, сервизов, выпускали декоративные миниатюры, тонкость деталей и благородство старины производили впечатление.

Антикварный магазин «Лавка Старины» обеспечивает возможность отыскать стоящие предложения, в том числе старинные и редкие. Антиквариат подходит для коллекционирования, поднимает статус и показывает, что у владельца изящный вкус. Наш антикварный магазин поможет наполнить помещения духом ушедшего времени и добавить изящества. Предлагаем присмотреться к старинным фигуркам из кости, получившим высокую детализацию и уникальный дизайн.