Короткая, но яркая история патефона
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Стеклянная гармоника — один из самых редких и необычных музыкальных инструментов. Это изобретение самого Бенджамина Франклина, который будучи послом США в Великобритании в 1757 году заметил оригинальный и весьма распространенный «музыкальный инструмент». Обычные стаканчики, смоченные водой, от прикосновений издавали лёгкие и звенящие звуки, такие, которые нельзя извлечь другими механизмами.
Усовершенствованный инструмент
Будущий президент привел все к определенному стандарту: стаканы были заменены на постепенно увеличивающиеся полусферы, нанизанные на металлический вал, расположенный над «ванночкой» с водой с добавлением уксуса, которая выполняла роль резонатора.
Стеклянные полусферы были частично погружены в жидкость, при помощи специального привода с педалью вал вращался и стекло равномерно увлажнялось. Для извлечения звука музыкант прикасался кончиками пальцев к внешнему краю стеклянных чаш. Инструмент покорил своим звучанием не одного знаменитого композитора: Моцарт, Штраус, Бетховен писали музыку именно под этот инструмент.
В XX веке искусство игры на стеклянной гармонике было почти утрачено. В оркестрах она была заменена на более современные инструменты. Ее место оказалось в музее, например, в Музее музыки в Санкт-Петербурге хранятся две гармоники на 35 и 37 полушарий.
В последние годы инструмент стал возвращаться. В том числе её звуки вернулись в Большой театр и теперь опера Глинки «Руслан и Людмила» звучит согласно изначальной задумке. Многие современные авторы опять пишут для него музыку: американский композитор Крам доверил гармонике голос самого Бога. Рубинштейн применил инструмент в «Демоне» для создания особой атмосферы сверхъестественного.
Слухи, домыслы и наука
Кому-то музыка нравилась, а кто-то ее боялся. В те времена считалось, что она может свести с ума, ее боятся животные и даже есть риск преждевременных родов. Причем в это верили настолько, что в Германии эта гармоника была запрещена на законодательном уровне. Некоторые врачи всерьез делали заявления, что эта музыка может привести к депрессии и даже довести до самоубийства.
В то же время в Австрии данный инструмент был использован в психиатрии. Знаменитый целитель, исследователь животного магнетизма Франц Месмер применял данный инструмент в своих опытах, считая, что его звуки успокаивают пациентов. Но в то же время на его массовых сеансах люди впадали в истерики, что возможно и послужило основанием для массового отказа многих композиторов от его использования и замены на челесту в оркестрах.
Согласно последним исследованиям необычное восприятие звуков гармоники объясняется частотой (от 1 до 4 килогерц), которую мозг не может локализовать, то есть понимает, что звук есть, но откуда непонятно. Это вызывало растерянность, а результатом мог быть как восторг, так и нервный срыв. Обнаружили и причину проклятия для музыкантов: все дело оказалось в краске, которой метили полусферы, содержащей свинец, следовательно, музыканты страдали не от звуков, а от отравления оксидами и солями свинца.
Сегодня, возрождая музыкальный инструмент, используются не только безопасные краски, но и современные технологии: для вращения вала используется бесшумный электропривод. Теперь поклонники могут надеяться, что вторая жизнь инструмента будет более удачной.