Связь Китая и СССР через искусство

22 августа 2024

Многие годы дружеских отношений СССР и Китая нашли отражение в искусстве. Это не только изделия из фарфора, но также живопись, марки, плакаты и обычные иллюстрации.

Важные вехи развития отношений

Пик отношений пришелся на 1949-1956 годы. В 1949 году народ Китая во главе с Мао Цзэдуном взял верх в гражданской войне над националистическим правительством. 1 октября 1949 года было провозглашено создание Китайской Народной Республики на базе марксистско-ленинской теории. Именно с этого момента начинают активно развиваться отношения с СССР, что можно проследить как в живописи, так и в скульптуре.

14 февраля 1950 года было подписано Соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи двух государств на пути к общей идее создания коммунистического устоя общества. Для этого Мао Цзэдун лично посетил Советский Союз, где ему был выделен солидный кредит на весьма выгодных условиях под 1% годовых на развитие экономики, возврат должен был происходить вплоть до 1963 года, в том числе сырьем, драгоценными металлами и валютой.

На территории КНР начинают создаваться смешанные общества по поиску, добыче, переработке цветных металлов и нефти, строительству судов и развитию других направлений промышленности. С 1951 года начинают строиться прямые пути железнодорожного сообщения. Все это находило немедленное отражение в плакатах, открытках, марках, картинах и прочих предметах искусства.

С 1950-х годов запускается программа по обучению кадров. Все государственные структуры были созданы по образу и подобию СССР. Государственное планирование и первая китайская пятилетка 1953-1957 годов были реализованы с помощью советских специалистов. За этот период построено около 150 промышленных предприятий, заводов, электростанций, шахт, сельхозпредприятий. Во многих семьях советских специалистов хранится с тех времен государственная награда Китая: медаль «Дружба».

Одной из приоритетных задач было развитие культурных связей. За первые годы после создания КНР во всех высших и средних учебных заведениях в обязательном порядке внедрили изучение русского языка, было переведено на китайский свыше 3 тысяч научных трудов. На предприятия СССР китайцев активно принимали на стажировку. На плакатах и прочих изделиях тех лет можно увидеть основную цель таких отношений: «Дружба и коммунизм». Так как театр и кинематограф в Китае развит тогда был достаточно слабо, все родившиеся в 1950-х годах практически выросли на советских фильмах, а наши артисты часто ездили с концертами в Китай, где их посещали многочисленные граждане Китайской республики.

Следующим этапом в искусстве стало отражение в нем совместной борьбы против угрозы ядерной войны. Здесь ученые двух стран стоят плечом к плечу. Проводятся совместные студенческие мероприятия, что также находит отражение в тех же плакатах, но есть один общий нюанс — здесь нет девушек. Образцы плакатов подобного содержания сейчас бережно сохраняются в музеях, в частности, в Новороссийском историческом музее-заповеднике и других.

Холодок в отношениях начался, когда Мао Цзэдун обвинил Никиту Хрущева в подмене понятий марксистко-ленинского движения под влиянием буржуазного влияния. Об этом свидетельствует лозунг: «Долой советский ревизионизм! Долой реакционеров всех стран!». В результате отношения стали портиться, СССР отозвал все свои соглашения на основании непримиримых различий в идеологии и вернул на родину специалистов. Причем все стало настолько плохо, что в 1969 году начинаются даже единичные вооруженные конфликты на границах двух государств. Только спустя 20 лет при правлении Горбачева начались робкие попытки наладить отношения двух старых друзей.

Дружба, запечатленная в фарфоре

Советский Союз первым признал обновленный Китай. В честь этого КНР учреждает в 1951 году уже упомянутую ранее медаль «Китайско-Советская дружба», на которой два красных полотнища с золотой звездой в углу отличались только символикой: на флаге СССР — серп и молот, а на флаге КНР — дополнительные четыре маленькие звезды. В СССР в 1950-1951 годах выпускаются:

  • скульптуры малой пластики «Сталин и Мао Цзэдун» и «Дружба» — на Ленинградском фарфоровом заводе;
  • набор для воды «Советско-Китайская дружба» (кувшин, стаканы, полоскательница, поднос) в красных тонах с позолотой под цвет двух знамен в центре росписи и блюдо с портретом Мао Цзэдуна — на Дулевском фарфоровом заводе;
  • ваза «Великая дружба», посвященная визиту Мао Цзэдуна в Москву в декабре 1949 года — на Барановском фарфоровом заводе.

Другие заводы также активно выпускали не только посуду, но и предметы малой пластики. На Всесоюзной художественной выставке 1952 года были представлены несколько работ на тему советско-китайских отношений, в том числе вышеупомянутая статуэтка ЛФЗ «Сталин и Мао Цзэдун», а от мастеров Дулево «Мао Цзэдун с пионерами» и «Новый Китай». Экземпляры подобных работ сейчас являются художественной редкостью. Зачастую их можно увидеть только в музеях, например, усадьбе Кусково, Новокузнецком художественном музее и некоторых других.