Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Мотивы европейского искусства первой трети двадцатого века отличались танцем, при этом самых разных направлений: от классического балета до абстрактной джазовой хореографии. Вероятно, причина в том, что в те времена, особенно в Париже, танцевальное искусство переживало настоящую революцию, когда зародилось огромное множество новых стилей, а все запреты остались в девятнадцатом веке.
Варьете через танец давали что-то новое и даже необходимое в тяжелые времена первой половины двадцатых годов. А в самой Европе танцевали все, и это переносили в изобразительное искусство и скульптуру.
Само же искусство выбирало самое яркое, динамичное и запоминающееся. Американская танцовщица, звезда эпохи модерна Лой Фуллер стала первой, чьи движения скульпторы переносили в керамику, бронзу и стекло. Фуллер потрясла современников выступлениями, полными невероятных акробатических движений в светящемся круге. Фуллер сменила ее ученица Айседора Дункан, которая стала еще популярнее. Первым знаменитым художником-классиком, который изобразил Дункан, стал Лев Бакст в 1907-м году. В 1910-е годы Айседора стала главной героиней творческих фантазий не только лучших художников и скульпторов, но и поэтов, писателей, синематографов. Как писали современники, «танец Дункан раскрепощал от стеснительных канонов цивилизации». Ее образ бегущей босоногой девушки стал одним из главных женских в стиле ар деко.
Другим импульсом стал русский балет, который, в отличие от Дункан, был высокопрофессиональным танцем. Балет на стыке веков тоже переживал изменения, теперь это была мощная динамика и массовые сцены. Танцоров «Русских сезонов» полюбили многие скульпторы: Огюст Роден, Эмиль Бурдель, Георг Кольбе и другие. Считается, что настоящие позы ар деко — это именно русский дореволюционный балет: пластика, жесты, изгибы под определенным углом.
А третьим китом ар деко стал джаз с главной музой Жозефиной Бекер. С американского континента в Европу пришел тустеп, уанстеп, фокстрот и чарльстон. В основе скульптурных композиций мог быть не только сольный танец Бекер, но и выступление джазбендов с большим числом танцующих. В итоге Дункан, русский балет и джаз наслоились в скульптуре друг на друга к середине двадцатых годов, что сделало ар деко в чем-то фэнтезийным стилем. Особая заслуга в формировании нового канона принадлежит Роману Тыртову, где выдуманной фантазийности было больше, чем реальности. В работах Тыртова одновременно встречаются старинные русские мотивы с европейскими танцами двадцатых годов. Фантазийностью также отличаются работы австрийского скульптора Паоло Жердаго, особенно в плане костюмов — с невероятными лоскутными рукавами и причудливыми головными уборами треугольной формы.
К концу двадцатых годов из скульптуры все больше уходит образ, а акцент делается на жесты и движения. Наступала эпоха победившего салона, где уменьшилось количество лирики и эмоциональности, и европейские скульпторы постепенно отходили от основ жанра. Однако эпоха на этом не закончилась, в Советском Союзе в тридцатые годы танец в скульптуре только набирал оборотов. Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Софья Федорова и другие артисты стали особенно популярными в фарфоровой пластике тридцатых годов. При этом на Западе эти образы оказались даже популярнее, чем в Советском Союзе. Возможно, причина в выросшем интересе европейцев к жизни за «железным занавесом». Что интересно, советская скульптура смогла найти народные источники для вдохновения с лирическим содержанием. В ней изображались не только русские народные мотивы, но и туркменские, грузинские, узбекские и других народов Советского Союза.
Эпилогом ар деко можно назвать имперскую сущность сталинской эпохи, в первую очередь скульптуры балетных постановок Большого театра. Это удивительные работы, изображающие балерин со «стальным носком», драматическая сюжетная изобразительность с крепко схваченным верхом корпуса и плавным движением рук. В такой скульптуре были представлены Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Майя Плисецкая и многие другие. И несмотря на то, что акцент сменился, общая с Европой стилистика осталась, в ней прослеживалась силуэтность, обтекаемость форм и интерес к цвету. И это отличительная особенность советской скульптуры вплоть до пятидесятых годов. Она говорит о том, что советская скульптура стала своеобразным заповедником ар деко вплоть до середины двадцатого века.
Оценки ар деко как стиля до сих пор противоречивы. Многие искусствоведы считают это романтическим видением мира в период между двумя большими войнами, когда все обманывались обещаниями прогресса, а на самом деле как в Европе, так и в Советском Союзе наступала эпоха жесткого тоталитаризма. Другие полагают, что такое искусство, как и сам танец стало необходимостью, особенно в начале двадцатых годов после Первой мировой войны. Впрочем, есть и те, кто считает ар деко бесстыдством, меркантильностью и даже пошлостью.
Тем не менее, в историю искусства ар деко вошел как универсальный стиль. В двадцатые-тридцатые годы он распространился во все области культуры и простого быта: мода, кино, дизайн интерьера, плакат, этикетка, реклама и даже архитектура. Этот стиль стал настоящим тотальным явлением. Главное, что везде преобладал сильнейший эмоциональный и позитивный импульс, фантазийность и стремление к экзотике.