Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Когда мы слышим название Гжель, то многим наверняка представляется белая статуэтка с синей росписью, с центром производства в деревеньке с одноименным названием. Фактически изначально гжельская роспись цветная, иногда даже с лепкой, а район производства Гжели охватывает 27 деревень, которые вместе именуют как «Гжельский куст», одной из таких деревенек является Турыгино.
История народного промысла
Считается, что данный промысел существует в этих местах более семи столетий. Включает он создание фигурок из красной керамики, которая покрывается белой эмалью (поливой) и впоследствии расписывается в народном стиле. Техника росписи называется «ценина», от слова «zinn», что с немецкого языка переводится как «олово». Рисунок наносили поверх сырой эмали, после чего обжигали при относительно небольшой температуре, что позволяло использовать широкий спектр красок: классический синий, зеленый, вишневый, коричневый, желтый.
Монохромную роспись стали применять относительно недавно, в XIX веке. Этот стиль росписи начали использовать по подобию завезенной в те годы кобальтовой посуды. Именно этот момент стал разделом между «старой» и «новой» гжелью. Первая отличается самой высокой художественной и исторической ценностью. Правда по разным данным граница может смещаться на начало XX века или даже период с 1930 по 1970-е годы.
Турыгинский фарфоровый завод
По статистическим данным на конец XIX века в деревне Турыгино проживало 524 человека, грамотными из которых была приблизительно третья часть — 183 человека. При этом кто-то работал на земле, но 76 семей (214 человек) из 78-ми были заняты в народном промысле. Турыгинская гжель по объемам рабочего труда была вторым в «Гжельском кусте», уступая только селу Речицы.
К моменту начала Первой мировой войны работали два завода: фарфорово-игрушечный Петра Тимофеевича Маркина и фарфорово-фаянсовый завод, возглавляемый Т. Г. Дунашовым. После Октябрьской революции, как и многие предприятия, они перешли в собственность государства, а в 1925 году часть зданий передали в пользование Гжельской художественной керамической школы в Ново-Харитоново, а на базе другой в 1929 году создали артель «Вперед керамика». Помимо этого, в 1920-х годах здесь же создали несколько кооперативных артелей, штат составлял до 300 человек. Причем многие из них совмещали работу: летом сельхозработы, зимой — создание красоты из керамики.
Игрушки создавали из глины, которую добывали здесь же по месту. Причем вначале раскрашивали эмалевыми красками, что позволяло проводить раскраску холодным методом. В 1930 году три артели Турыгино, Жирово и Ново-Харитоново объединили, что позволило повысить качество и расширить ассортимент выпускаемой продукции, включая традиционные игрушки, аптекарскую посуду, скульптуру и самую разнообразную домашнюю утварь, которую можно было удачно продать в зарубежные страны: статуэтки, горшки и прочую посуду. Здесь было два горна, два барабана, три муфельных печи, на которых работали четверо горновщиков и столько же литейщиков, восемь глазировщиков, роспись осуществляли тридцать четыре мастерицы.
Новым этапом стало разделение на несколько артелей в 1930-х годах. В Турыгино вначале создали «Объединенный Фарфорист», которую в 1936 году преобразовали в кооператив «Художественная керамика». Ей не только передают все местные мощности, но и два года спустя выстраивают новое производственное помещение с новым горном и цехами по заготовке, литью, сушке и росписи.
Проекты росписи для артели готовят художники НИИХП. В предвоенные годы выпускают массу ценимых в настоящие годы фигур малой пластики, включая девочку с курами, лису с гусем и другие. В эти же годы наладили производство относительно крупных скульптурных композиций с национальными мотивами: Киргизка с ягнятами, Таджичка с хлопком, Узбечка с виноградом, Узбечка с домброй.
С началом Второй мировой войны Артель прекратила свою деятельность. Но в 1942 году здесь начали выпускать простые кружки, расписывать которые стали только спустя год с участием старых партнеров-художников из НИИХП. Единичные изделия выставочного уровня мастера активно создавали с 1944 по 1950 годы. В то же время навыки подглазурной росписи по сырой эмали были утрачены, а проводимые эксперименты длительное время не приводили к нужному результату.
Турыгинский завод художественной керамики (иначе называемый Турыгинский фарфоровый завод), постепенно собрал у себя массу талантливых мастеров живописи и малой пластики, из самых известных были А. Б. Салтыков, Н. И. Бессарабова, Л. П. Азарова и другие. В значительной мере здесь уделяли внимание анимализму, декоративные изделия (белочки, собачки, кошки, рыси, зайцы и другие), а также посуда с цветочной росписью пользовалась огромным спросом. Множество изделий охотно приобретали музеи, где их можно увидеть и в наши дни.
Одним из серьезных этапов в развитии завода стал запуск в начале 1960-х годов новых печей, которые работали на жидком топливе. Особенностью их была высокая производительность, но это сказалось на качестве. Мудрое руководство сберегло старую дровяную печь для исключительных индивидуальных заказов, так как новые печи не давали возможности получить столь богатые оттенки кобальта: до двадцати оттенков синего.
Что интересно, еще в 1970-х годах завод располагался в старинном деревянном здании в два этажа, на первом из которых готовили фарфоровую массу, после чего ее по старинке в ведрах носили на второй этаж, где черпаками разливали материал по формам. Мощности позволяли перерабатывать всего около полутора тысяч тонн фарфоровой массы в год. Технологии были настолько на низком уровне, что даже обжиг вели «на глаз». Неблагоприятные условия труда приводили к заболеваниям.
Только в 1976 году началась серьезная реконструкция: была внедрена механизация процессов, серьезная система вентиляции дала возможность значительно улучшить условия работы, были установлены газовые печи, а для художников оборудовали удобные комнаты на одного, максимум двух человек.