Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Центром жизни верующих людей всегда является храм — вещественное воплощение на Земле Небесного Царства. Храмы зачастую называют церквями от сообщества или собрания верующих для общей молитвы.
Возникновение храма как архитектурного сооружения
Опираясь на библейские предания, Господь указал Моисею создать скинию по образу и подобию указанной тому на горе Синай. Первый храм достаточно долго, по сути, был палаткой с жертвенником, кадильницей-семисвечником и прочими религиозными атрибутами, которые увидел пророк в своем видении.
Только спустя пять столетий по указанию царя Соломона в Иерусалиме был возведен шикарный каменный храм, который до рождения Иисуса Христа стал сосредоточием религиозной жизни. Ветхозаветный храм был объявлен Спасителем домом молитвы для всех народов, а вот исключительно христианские церкви были редкостью, так как сторонники подвергались гонениям и им приходилось довольствоваться маленькими домашними церквями, а то и вовсе подземными катакомбами, где центром преклонения были захоронения мученически погибших христиан, в дальнейшем возведенных в ранг святых.
Объявленная византийским императором Константином Великим в 313 году н.э. свобода вероисповедания способствовала расширению строительства христианских храмов. Вначале это были простые прямоугольные сооружения, которые предназначались для общих собраний. Такое здание могло иметь один, три или даже пять залов (нефов), разделенных колоннами.
Основной зал размещался в центре и создавался выше других, а во главе этого зала делалась пристройка (апсида) полукруглой формы, куда помещали кресло главы собрания. В период V–VIII веков в конструкцию храма добавили еще одну особенность: теперь центральный зал как бы пересекал другой под прямым углом (трансепт) и если посмотреть на храм сверху, то он стал похож на крест, центральную квадратную часть назвали средокрестием над которой возвышался купол.
В этом была своя символика: куб — это Земля, купол — вечность и слава Господа, что вместе символизировало их связь. С IX века подобное строение храмов стало повсеместной и обязательной для всех православных государств.
Церкви на Руси
С момента крещения Руси в 988 году н.э. начали строить церкви. Первую из них князь Владимир возвел недалеко от своего дворца в Киеве в честь Пресвятой Богородицы. На содержание церковной инфраструктуры была выделена десятая часть налогов.
Первый в истории Руси собор не уцелел, но был восстановлен по летописям: он имел крестообразную структуру, три нефа, украшенных фресками и мозаиками, которые разделялись колоннами с капителями, а вдоль южной, западной и северной стен шла галерея, где разместили помещение для совершения христианского обряда крещения (крещальню), из нее же лестница вела на открытую галерею второго яруса, предназначенную для размещения певчих во время службы (хоры). Однако князь Владимир несколько видоизменил византийскую традицию и хоры стали, по сути, княжеской ложей, где мог находиться сам князь с сопровождающими лицами, туда приглашали гостей, в том числе иностранных дипломатических лиц.
В восточной части храма размещается алтарь — священное место, символизирующее Царство Божие, куда доступ был только священнослужителям. Изначально от основной части храма его отделяла небольшая перегородка, потом на нее стали крепить иконы и получился иконостас.
Вход в алтарь воплощал окно в высший мир и его завешивали тканью, а с XIII века на этом месте устанавливают двустворчатые Царские врата. Над ними размещали икону Спасителя, которого окружали Богородица и Иоанн Предтеча в позе молитвы, что подразумевало просьбу простить людские грехи, но на их месте могли быть апостолы, святые-мученики, пророки или архангелы (называли такую икону Деисус).
А вот остальные территории церкви символизировали земной мир, в связи с чем стены расписывали картинами из жизни Христа и сценами из Библии, колонны — образами принявших мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа (мучеников), святых угодников (преподобных), высших лиц в церковной иерархии, канонизированных за отдельные заслуги (святителей). На входе размещали сюжеты о сотворении мира и изображение Страшного суда. Впоследствии церковные строения стали украшать разнообразными орнаментами, другие делали грубо и обходились строгими и лаконичными формами без излишеств.
Отличительной особенностью русских храмов стало строительство дополнительного помещения на входе (притвора). Это место для наказанных, то есть кто находится под епитимией покаяния, а также здесь совершают очистительную молитву женщине спустя 40 дней после родов, сюда приносят продукты (поскольку не все допустимо вносить в храм), здесь же торгуют свечами, иконами и прочей религиозной атрибутикой.
Главной отличительной особенностью русских храмов стали купола в форме огня свечи, а под венчающим куполом крестом создавался маленький купол-луковичка (главка). Тогда как в западных странах пошли по пути шпилей, в качестве примера можно вспомнить готическую архитектуру. Несколько позже на Руси возвели каменные храмы в крупнейших городах — Москве, Владимире, Новгороде, Пскове и других.
В силу того, что дерево было проще в обработке и оно было в изобилии, то именно из этого материала и стали возводить церкви в отдаленных от центральных городов районах. Постепенно зодчие выработали свой архитектурный стиль, который назвали шатровым или столбовым. Его отличало как-бы объединение нескольких церквей в одну, помимо нескольких куполов их отличала пестрота росписи, как внутренней, так и внешней. К XVII веку высшая церковная власть практически ввела запрет на этот стиль в пользу исторических византийских канонов и только в конце XIX века появились отдельные намеки на возрождение собственного стиля.
Количество куполов у храма также имеет свое значение:
Над самим храмом или рядом с ним создается башня с колоколами (колокольня или звонница). Их звук предназначен для напоминания о небесном царствии. Медленный звон в самый большой колокол возвещает о начале богослужения (благовест). Звон во все колокола (трезвон) символизирует всеобщую радость от праздника или по другому поводу. Когда же колокола звонят поочередно и печально (перезвон), то это звон по умершим.