Мастера советского фарфора: Вайнштейн-Машурина (Асерьянц) Светлана Ильинична

20 января 2025

Светлана Ильинична Асерьянц (в девичестве Ванштейн-Машурина) работала как с фигурами малой пластики серийного и выставочного плана, так и создавала садово-парковые, монументальные произведения для украшения городской инфраструктуры. Одинаково легко справлялась с керамикой, деревом, медью, камнем, цементом. Преимущество отдавала тематике анимализма, но у нее прекрасно получались портреты и сюжетные композиции.

Основные факты биографии

Светлана Ванштейн-Машурина родилась в 1928 году в Одессе. Ее отцом был известный архитектор, сторонник неоклассицизма, который, возможно, и заложил в нее основные вехи будущего универсального профессионала в области изобразительного искусства. В 1930 году семья переезжает в столицу. В 1944-1947 годах училась в художественной школе, в период 1947-1953 годы обучалась в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ). Ее педагогом был известный скульптор Владимир Дерунов. 

Первым местом работы стал фарфоровый завод «Пролетарий» в Новгороде. Интересно, что вплоть до этого момента и позже многие факты из ее жизни полностью дублируют жизнь ее ровесницы и возможно подруги скульптора Маргариты Евгеньевны Пермяк. Родились в один год, у обеих знаменитые отцы и учились в одних учебных заведениях. Есть мнение, что Светлана Ванштейн-Машурина была распределена на завод «Красный фарфорист», но большинство ее проектов реализовано именно «Пролетарием» («Бегущие олени», «Леопарды» и прочие), а главного художника этого завода В. С. Тоота Светлана Ильинична считала своим основным учителем.

В это время ей поручали создавать скульптурные композиции с участием людей, что было приурочено к проведению Фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве. Светлане сложно работать в несвойственном стиле, статуэтки вышли несколько нескладными и даже карикатурными, поэтому в массовый тираж тогда вышло ограниченное количество экземпляров и в настоящее время это раритет, пользующийся огромным спросом у коллекционеров.

Творчество не ограничивалось скульптурой. Так как в СССР огромное внимание уделяли спорту, который продвигали по телевидению, радио, через киноленты и, разумеется, искусство, то нужны были и агитационные плакаты. В 1955 году Светлана Вайнштейн-Машурина создала монументальное изображение на цветной штукатурке фасада жилого дома. В 1958 году, уже под конец работы на «Пролетарии», она создает статуэтку «Пантера на шаре». Идея показалась настолько удачной, что в Уфе поставили увеличенную копию в местном парке, а как изделие для массового потребителя, она выпускалась до конца 1960-х годов.

В 1959 году мастер возвращается в Москву и ее берут скульптором на Димитровский фарфоровый завод, в Художественной лаборатории которого она продолжила создавать малые формы и скульптуры для массового рынка. Не изменяя анимализму, здесь были созданы интересные жанровые композиции. В основном она специализировалась на керамике. Ее изделия могли быть гладкими и блестящими, а другие — грубыми и шероховатыми, так как она считала последний вариант оптимальным для передачи шерсти животных.

Достаточно много идей и приемов Светлана Ильинична переняла из древней народной игрушки. Новым направлением в Вербилках стало изображение сказочных героев, один из самых удачных образцов того времени — «Рыба-кит». Также известны композиции «Машенька и медведи», «Сорока-белобока», «Курочка Ряба», «Лиса и петух» и другие. Простые формы и не сложная роспись позволили выпускать эти статуэтки длительный период. В этот период своей жизни она вышла замуж за Виктора Александровича Асерьянц, взяв его фамилию. Их сын Андрей, родившийся в 1961 году, также в будущем станет скульптором, правда в основном по металлу. На этом заводе Светлана Ильинична проработала до 1966 года.

Позднее трудилась в мастерской села Владыкино Московской области. А в 60 лет решила креститься и начала расписывать Преображенскую церковь села Спасское Тверской области. Успешно смогла реставрировать несколько древних икон и создала несколько скульптурных композиций на библейскую тематику. Но самой большой гордостью стала крещальня с керамической купелью, в которую можно погрузится с головой. Только ради этого многие приезжают теперь в храм из Московской и Тверской областей.

Любовью к животным проникнуты и некоторые работы тех лет. В композиции «Милосердие» рассказывается история бывшего акробата Михаила Михайловича Петрухина, который потерял место в труппе после неудачного падения и начал ухаживать за животными. Со временем его уволили из цирка, и он обосновался среди художников, заботясь о брошенных собаках, кошках и птицах. В вышеупомянутой композиции мужчина изображен в окружении своих подопечных.

Ушла из жизни Светлана Ильинична Асерьянц в 89 лет. Память о ней, воплощенная в ее работах, хранится во многих известных музеях России, в том числе Русском музее, Третьяковской галерее и конечно в многочисленных частных коллекциях как в России, так и за рубежом.

Работы в нашем магазине: