Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
С древних времен люди верили, что любая вещь, украшенная орнаментом, является оберегом. Не удивительно, что все народы мира, живущие на Земле, имеют свои традиционные обереги, пришедшие из глубины веков. По-своему уникальна Петриковская роспись, зародившаяся более двух веков тому назад.
В старину этими орнаментами украшали всевозможные предметы: печи, окна, кухонные доски, черпаки, посуду, одежду, фасады домов. При этом обязательно использовались самые яркие краски. Изначально это были цветные глины с красителями растительного происхождения, позже — анилиновые, масляные, акварельные и другие краски. Профессиональных кистей у народных мастеров не было, поэтому они работали самодельными. Пучки кошачьей шерсти наматывали на отточенный черенок, десять-пятнадцать витков нитки — и кисточка для сложных узоров готова! Также использовались камышовые палочки, рогоза и даже пальцы руки.
Петриковская роспись отличается богатым разнообразием. Каждый мастер имеет свой стиль, манеру письма и даже собственную трактовку каждого элемента. Одни мастера могут работать на светлом фоне, другие на черном, поэтому рисунки на одинаковую тематику, выполненные разными живописцами, кардинально отличаются друг от друга.
Происхождение росписи связывают с заселением Днепровщины выходцами из Полтавщины, Слобожанщины и Подолья во второй половин восемнадцатого века. Достоверно точно не известно, где и когда зародилась традиция, ставшая основой росписи. Некоторые историки предполагают, что изначально это была настенная живопись, а уже позже народные умельцы стали оформлять орнаментами домашнюю утварь.
В конце восемнадцатого века крестьяне центральной Украины повсеместно декорировали дома, одежду и другие вещи яркими узорами. Согласно народным поверьям, считалось, что расписные вещицы привлекают к хозяину удачу, защищают от несчастий, нечистой силы, болезней. Причем, каждый элемент что-то означал. К примеру, виноградная кисть — плодовитость, дуб — мужская сила и храбрость, красный мак — молодость. Очень часто изображали пару птиц, что являлось символом любви и семейной гармонии. Также на малевках часто можно увидеть цветущие деревья, что символизирует крепкое здоровье.
Название этот народный промысел получил от села Петриковка, где роспись носила культовый характер. Тех, чей дом не был украшен орнаментами, не уважали, считая убогими. С такими людьми даже не здоровались. Как тут было не учиться малевать диковинные узоры? Постепенно эти рисунки стали искусством. Возникло этническое направление в украинском искусстве. Сегодня Петриковской росписью занимаются профессиональные живописцы.
Самый известный современный мастер Петриковской росписи, художник Александр Опарий за свою творческую карьеру создал тысячи работ, все они воплощены в сервизах и картинах. Мастерство выдающегося художника давно признали на родине и далеко за пределами Украины. Мастер родом с Сумщины, окончил отделение художественной керамики Миргородского государственного керамического техникума в 2001-м году, а через шесть лет — отделение художественного текстиля Львовской академии искусств.
Получив отличное образование, Александр Опарий решил обратиться к народным традициям. И вот на протяжении многих лет он занимается художественной росписью фарфора, изготавливает авторские пысанки, вышитые полтавские рушники и сорочки в стиле Петриковской росписи. Работы мастера хранятся в Киевском музее декоративно-прикладного искусства, Лебединском художественном музее, Луцком и Роменском краеведческих музеях. Есть у Опария и настоящий мировой рекорд — роспись шириной двадцать и длиной девять метров!
Сегодня о Петриковской росписи знают во всем мире благодаря тому, что ее популяризируют известные мастера. Большим спросом у любителей искусства и коллекционеров пользуются работы Михаила Тимченко, Николая Белоконя, Федора Панко. Если когда-то такую роспись можно было увидеть на фасадах деревенских домов, предметах домашней утвари, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир и ресторанов. Многие известные дизайнеры используют Петриковскую роспись в создании одежды.
Любопытный факт: в 2013-м году Петриковская роспись наряду с казацкими песнями Днепровской области была включена в список культурного наследия ЮНЕСКО. И вполне заслуженно, ведь это не только ярко, солнечно и красиво, но и модно.