Сычев В. И.: биография и профессиональная деятельность скульптора

24 апреля 2025

Владимир Исакович Сычёв создал множество произведений, дошедших до наших дней: изящные фигуры балерин, великолепные барельефы. Ему довелось пережить ряд трудных испытаний, но он сумел в полной мере реализовать свою творческую одарённость, применив полученные знания и навыки.

Биография Владимира Исаковича

Скульптор жил и работал в советскую эпоху. Родился Владимир Исакович в 1917 году — знаменательном для истории России, а ушёл из жизни в конце XX века, в 1995 году. Интерес к искусству возник у него не случайно: любовь к творчеству он перенял от отца, который был деревенским гончаром.

Прежде чем посвятить себя скульптуре, Владимир окончил Одесское художественное училище. Изначально он жил на Украине, но в 1940 году переехал в Ленинград. В 1947 году он завершил обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Владимир осваивал такие направления, как архитектура, скульптура и живопись. Его наставником был профессор А. Т. Матвеев, под руководством которого Сычёв отточил своё мастерство.

Одной из сфер деятельности скульптора стало преподавание. Владимир Исакович обучал студентов в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова. Когда началась Великая Отечественная война, он участвовал в обороне города, состоял бойцом местной противовоздушной обороны (МПВО). К 1942 году преподавателей и студентов академии эвакуировали в Самарканд. Суровая блокадная зима оставила глубокий след в его творчестве, и её отголоски прослеживаются в ряде работ.

С 1948 года Владимир Исакович состоял в Союзе художников, а в 1950-х начал сотрудничать с Ленинградским заводом фарфоровых изделий (ЛЗФИ). Предприятие специализировалось на выпуске фарфоровой продукции, и за годы работы Сычёва там было создано множество изящных, уникальных и тщательно проработанных изделий. Завод использовал его модели для массового производства, и они пользовались большим спросом. Особую известность приобрела серия фигурок, посвящённая балету: «Балерина с цветком», «Испанский танец», «Шурале», «Умирающий лебедь» и другие.

С 1960-х по 1980-е годы Сычёв работал над монументальными скульптурами. За этот период он создал более 300 произведений из мрамора, гранита и бронзы. В частности, его руками украшены станции ленинградского метро «Площадь Восстания», «Нарвская» и «Фрунзенская», получившие декоративные барельефы и горельефы. Память о мастере сохранилась во многих городах России и стран СНГ благодаря созданным им памятникам и мемориальным композициям.

Профессиональная деятельность скульптора

В 1950–1960-х годах на Ленинградском фарфоровом заводе работала группа молодых скульпторов, выпускников городских художественных вузов. Именно в их творчестве наиболее ярко проявились тенденции, повлиявшие на развитие советской художественной промышленности. Владимир Сычёв стал одним из первых мастеров, занятых созданием образцов для нового производства. Он разрабатывал модели, которые затем выпускались массовыми тиражами. Его фарфоровые статуэтки пользовались популярностью и быстро раскупались.

Хотя скульптор обращался к разным темам, наиболее значимой и востребованной стала балетная. В то время фарфоровые фигурки широко использовались для украшения интерьеров, и благодаря Сычёву появилось множество таких изделий. Всю его балетную серию можно разделить на две группы.

Образные статуэтки — не связанные с конкретными исполнительницами или постановками («Балерина с цветком», «Балерины перед выходом», «Шурале», «Умирающий лебедь»).

Портретные работы — созданные на основе определённых балетных партий («Болеро», «Испанский танец»).

Каждая из этих категорий обладает своими особенностями, но все они отличаются художественной выразительностью. Балетная тема в искусстве 1950–1960-х годов имела и идеологическое значение: она подчёркивала достижения советского балета, который с триумфом гастролировал в Лондоне, Париже, Токио. Фарфоровые статуэтки служили своеобразной пропагандой культурного превосходства СССР.

Особенности фарфоровых статуэток и других работ Сычёва

В произведениях мастера чётко прослеживается авторский почерк. Он стремился к выразительности, динамике и реалистичности. Его статуэтки не только точно передают пластику балерин, но и запечатлевают их в эффектных позах, часто в движении. Сычёв избегал сплошной росписи: он оставлял фарфор белым, акцентируя естественность форм, а лица расписывал с использованием цветных красок. Также в его работах заметно увлечение люстром — особым видом красок на основе органических растворителей и смолянокислых солей металлов. Благодаря таким приёмам его произведения задали новые тенденции в массовом производстве фарфора 1950-х годов.

В городах России и ближнего зарубежья — Саратове, Керчи, Уфе, Архангельске, Чебаркуле, Североморске, Евпатории и других — установлены созданные им памятники, мемориальные композиции и скульптурные ансамбли. Сычёв был одним из самых заметных мастеров монументального искусства своего времени, создававшим бюсты партийных деятелей, представителей науки и культуры. Он работал до последних дней, хотя некоторые его проекты остались незавершёнными.

«Лавка Старины» предлагает несколько работ автора, в том числе «Балерину с цветком», «Испанский танец». Они находятся в прекрасном состоянии, подробные данные добавлены в карточки с товарами. Наша компания выполняет профессиональную оценку предложений наших клиентов, выкупает и продает старинные изделия.

Работы в нашем магазине: