Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Военные открытки и поздравительные открытки ко дню Победы — это два разных направления коллекционирования. По советским открыткам к 9 мая интересно наблюдать, как менялась впоследствии идеология. Важно упомянуть, что до 1965 года на каждой из них подчеркивается, что именно Красная Армия одержала победу над фашизмом, защитив идеалы Октябрьской революции, что именно советские люди спасли Родину и весь мир от «коричневой чумы».
Фронтовые открытки времен ВОВ
В филокартии (так называется коллекционирование открыток) открытки времен Великой Отечественной войны занимают отдельное почетное место. Эти почтовые карточки от солдат и офицеров с фронта, а также ответы их родных несут мало исторической информации, но массу эмоций, которые в такие моменты выходят на первый план. Ограниченная информационная нагрузка связана с жесткой цензурой, каждое письмо внимательно проверяли на предмет военной тайны (место дислокации, численность, уровень вооружений и степень боеспособности не должны были попасть к врагу).
В соответствии с требованиями к почтово-телеграфной корреспонденции от 08 июля 1941 года, не допускалось использовать в почте видовые сюжеты, клеить к карточкам фотографии, особенно использовать панорамные виды городов. Необходимо отметить, что вся печатная продукция 1941-1945 годов усилила свою роль инструмента советской агитации и пропаганды. Ее основной целью стало укрепить боевой дух воинов Красной армии, вселить в них веру в победу над фашистскими захватчиками.
В оформлении использовались:
Так как потребность в почтовых карточках была огромная, то часто применялась тонкая серая бумага и одно-, двухцветное изображение для ускорения процесса. Еще одно важное отличие этих открыток — отсутствие марок, в те годы они не требовались, зато штамп «Просмотрено военной цензурой» красовался на каждой.
Над производством открыток работало несколько издательств, включая Воениздат, Искусство, Молодая гвардия и другие. В качестве техник чаще всего применяли литографию, хромолитографию с цветной автотипией. В зависимости от мощностей каждой отдельной типографии, тиражи составляли 5-200 тысяч экземпляров. Для повышения патриотического духа в готовые открытки стали впечатывать тексты гимна Советского Союза и популярных песен тех лет: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек» и другие, сопровождались они соответствующими плакатами или фотографиями.
Среди военных открыток более позднего времени встречаются «трофейные открытки» те, которые попадали к отправителям в результате освобождения очередного города Европы. Эти открытки являются ценным историческим материалом и ключом к мотивации советского человека, победившего захватчиков.
Праздник Победы — это всенародное торжество
Первые годы после Победы однозначные победители Сталин и Красная Армия. Чуть позже стали появляться открытки, где победителем выступают «воины-освободители», что подчеркнуло вклад советских воинов в свободу Европы. Вскоре «советский народ» как собирательный образ на таких открытках заменил Красную армию.
Дальше пошли более серьезные изменения. Ближе к 1970-м годам на открытки начинают аккуратно, на заднем плане, добавлять прочих участников, к примеру, флаги союзников. В 1980-х годах пошли еще дальше: сначала исчезает упоминание кого победили, Германия более не упоминается, остается Победа в Великой Отечественной войне. А вскоре и это сократили до простой и всем известной фразы: «С Днем Победы!» без привязки к тому, кого победили и в какой войне. Популярной символикой становятся награды: орден Отечественной войны, орден Победы, звезда Героя.
Все это понемногу переводит катастрофу в разряд мифологии, смягчает тяжесть потерь, ретуширует виновников. К сожалению, изменение слогана и символики, которые казались совсем безобидными, дают теперь возможность нашим врагам манипулировать историей. Открытки имеют не только огромный потенциал для тщательного историко-культурного изучения, но и могут принести массу эстетического удовольствия.