Воспоминания о будущем: утопическая графика советского архитектора Якова Чернихова

12 сентября 2024

В искусстве бывают мастера, которые работают на грани двух видов творчества. Одним из самых ярких примеров в данном случае выступает Яков Чернихов, рисовавший в стиле, который можно назвать «утопической советской архитектурой». Его идеи редко находили практическое воплощение, но их считают национальным достоянием Российской Федерации.

Основные вехи из биографии

В 2006 году из Русского государственного архива литературы и искусства пропали около 1000 оригиналов работ Якова Чернихова. В мире искусства это событие стало катастрофой. Давайте вернемся в прошлое и узнаем, почему утопия может быть гениальной.

Родился будущий художник, график и архитектор-теоретик в большой семье в конце 1889 года. Он с самого детства интересовался графикой и у него самого это получалось. Но отец разорился, и семья старалась пристроить детей на денежное место, чтобы обеспечить им безбедное будущее. Якова хотели отдать в подмастерье фотографу. Путь отнюдь не самый плохой, но молодого человека этот вариант испугал, и он сбежал из дома в 1906 году.

Приехав в Одессу, он смог поступить в местное отделение Императорской Академии художеств. Родители были категорически против, поэтому он один жил в Одессе вплоть до окончания учебы в 1912 году. Чтобы заработать себе на жизнь, начал подрабатывать в порту грузчиком, что возможно и заложило в нем любовь к масштабным проектам. По окончании учебы Яков остается преподавать в своем учебном заведении.

Благодаря отличным результатам учебы, Чернихов позже переезжает в Санкт-Петербург в головную Академию художеств, где начинает с живописного факультета, а в итоге оканчивает в 1916 году дополнительно архитектурный факультет. Помимо этого, он решает получить настоящее педагогическое образование. Но его стремление к творчеству прервал призыв на военную службу, с которой он был демобилизован только в 1926 году.

Ещё на службе он поступает в Высший художественный технический институт, где художники традиционного направления в искусстве привили ему любовь к авангарду. Он стал одним из немногих, кто смог реализовать свои идеи. Это произошло, в частности, благодаря тому, что работать он начал в сфере строительства. Чуть позднее перешел проектировщиком в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, потом с 1936 года стал преподавателем в Московском архитектурном институте, а с 1938 года перешёл в Московский инженерно-технический институт.

Помимо основной работы ему часто поступали заказы на проекты для промышленных предприятий, учебных заведений, в области жилищного строительства и научно-исследовательских институтов. Индустриальное проектирование давалось ему весьма успешно, но реализация его проектов часто упиралась в бюрократию или отсутствие достаточного финансирования.

Работы из прошлого, которые вдохновляют современных архитекторов

В 1927 году Черниховым была организована специализированная архитектурная лаборатория, которая занималась поиском эффективных решений в сфере индустриального проектирования. По большей части такая архитектура носила абстрактный характер.

Чернихов боготворил графику, активно используя ее в процессе обучения. Он требовал от своих учеников развивать фантазию, чтобы их работы были уникальны. Именно здесь реализовалась любовь художника к геометрическому абстракционизму, грубо представляющему собой сочетание простейших геометрических форм, основанному ещё в 1915 году Казимиром Малевичем. Это направление получило название супрематизма. У него было свое понятие о красоте архитектурных форм. График посвятил совершенствованию своих способностей всю свою жизнь, достигнув такого уровня мастерства, что зритель с трудом верит в то, что это нарисовано руками, а не в специализированных программах на компьютере.

Основную тематику работ Якова Чернихова можно назвать постапокалиптической: она безлюдна, гармоничные линии лестниц, труб, прочих конструкционных элементов находятся в пустоте. Но эти миры по-своему прекрасны и ими хочется любоваться. В последние годы жизни художник увлекся созданием новых шрифтов, что даже сейчас, во времена компьютерных технологий, является весьма нелегкой задачей. А в конце сороковых годов прошлого века в руках мастера был простой карандаш.

Ушел из жизни художник в 1951 году и только спустя 30 лет его внук возродил интерес к его работам. Ими заинтересовались не только архитекторы, но и кинематографисты и дизайнеры. Удивительнее всего, что эта графика заинтересовала создателей компьютерных игр. Эти картины были оцифрованы и опубликованы в альбомах, которые уже изданы и перевыпущены, а в цифровом виде распространяются в сети Интернет.