Елена Александровна Янсон-Манизер

8 июля 2024

Некоторые скульптуры получаются настолько удачными, что становятся узнаваемы даже спустя десятилетия. К таким можно отнести небольшую настольную фигурку балерины, которая была почти в каждой советской квартире. Автором этой знаменитой статуэтки является художник и скульптор Елена Янсон-Манизер, запечатлевшая множество вдохновенных образов в области физической культуры и хореографии.

Величие искусства советского периода

Когда из простого камня или металла появляется легкая и возвышенная красота, то мало кому приходит в голову, сколько морального и физического труда, помимо таланта мастера, вложено в эту фигурку. А заставить парить в танце тяжелые материалы — это отдельный вид мастерства и именно это было любимой темой Елены Александровны. Галина Уланова, Майя Плисецкая и другие балерины были частыми гостями ее мастерской, ведь никакая фотография не может в полной мере передать пластику движений, а вот скульптуре это подвластно.

Помимо интерьерных миниформ, воплощенных в фарфоре, а позже продублированных в чугуне, ее работы украшают парки и станции метро крупнейших городов нашей большой страны, также она создавала портреты-барельефы и памятные медали, работала в сфере монументально-декоративных рельефов, которые, как архитектурные элементы, сохранились на множестве зданий.

Жизнь и творчество

Елена Янсон родилась в Петергофе в 1890 году. Ее отцом был обычный ремесленник, но наследственность дала о себе знать и по окончании школы в 1911 году девушка начинает получать высшее образование на курсе архитектуры (в те времена для женщин были отдельные учреждения), который вела Елена Феликсовна Багаева. Проучившись там три года, она продолжила получать образование в Политехническом институте, а в 1917 году переходит в Академию художеств все также по направлению архитектуры.

Параллельно с учебой она успевает принимать участие в археологических исследованиях на территории Крыма, работать чертежницей, также помогает оформлять театральные декорации, вырезая модели кукол из дерева для театра марионеток. С 1921 года она продолжает учебу в мастерской Матвея Генриховича Манизера, одного из последних учеников Императорской Академии художеств, который сразу отметил талант своей новой воспитанницы.

Еще в период учебы она начинает участвовать в конкурсах, где занимает одни из первых мест за создание памятников советским политическим лидерам. Ее учитель помог сформировать свой собственный самобытный стиль, довести до совершенства точность деталей человеческого лица, передавать динамику движений через выверенность пропорций, положений частей тела, каждого мускула и даже локона волос.

Помимо творческих успехов, два влюбленных в свое дело человека нашли друг в друге нечто большее, они поженились в 1926 году. Через год у них появился наследник Гуго, перенявший их способности и в будущем ставший известным скульптором. Тем не менее Елена Янсон-Манизер ни в коей мере не забросила творчество, которому посвятила всю дальнейшую жизнь.

Одну из самых титулованных балерин СССР Галину Уланову скульптор заметила еще совсем молодой и начинающей свою карьеру, но сразу поняла, что перед ней звезда. Уже первая статуэтка получилась столь удачной, что ее повторили в крупном масштабе и установили на центральной аллее Академии русского балета имени Вагановой и в парке Горького.

С тех самых пор Елена Янсон-Манизер влюбилась в балет, и все самые известные представители этого вида искусства прошли через ее мастерскую, найдя воплощение в декоративных материалах и формах. С 1934 года ею созданы статуэтки по мотивам всем известных балетных постановок «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты» и многих других. Причем всегда это не просто обезличенная форма — это конкретная узнаваемая личность с ее неповторимыми особенностями.

Способность передать динамику танца нашла свое место и в спортивной тематике. Статуэтки футболистов, баскетболистов, легкоатлетов и прочие оказались столь близкими к реальности, что их с удовольствием взяли в качестве образцов агитационной скульптуры для украшения спортивных сооружений и общественных мест, отлив в бронзе или воссоздав в других материалах.

В послевоенные годы скульптор связала свою судьбу с Ленинградским фарфоровым заводом, который в настоящее время известен как Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербург. Все ее проекты воплощались массовыми тиражами вплоть до начала 1980-х годов. Но тенденция создавать увеличенные копии и устанавливать эти изделия как скульптуры также сохранилась, настолько прекрасными и выразительными получались эти произведения.

В советское время эти фигурки создавались и воспринимались как часть определенной политической идеологии государства. В настоящее время истинные ценители искусства охотнее интересуются вовсе не кабинетными скульптурами политических лидеров, а подобными уже редкими экземплярами, представляющими художественную ценность вплоть до музейного уровня.

Работы в нашем магазине