Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
У двоих жителей Белгорода, Э. Почернина и А. Сапрыкина, которые коллекционируют миниатюрные модели авто долгие годы, на двоих больше 1600 экземпляров. О том, что побудило мужчин собирать машинки, и в чем заключаются особенности их увлечения, поговорим ниже.
По словам собирателей, крохотные «Москвичи», «Жигули», «Тойоты» и «Мерседесы» для них — это нечто сродни удивительной возможности вернуть время вспять и вспомнить детство. И один, и второй в ходе интервью журналистам с уверенностью заявили: они не готовы поменять свои коллекции даже на новый «Майбах» в гараже.
Кстати, называть модели игрушками не стоит, ведь мини-копии авто от игрушечных отличаются полным соответствием масштабу, который может быть разным: 1 к 144, 1 к 4. Наибольшей популярностью среди коллекционеров пользуется масштаб 1 к 43, который пришел в сферу автомобильных моделек с моделей паровозиков.
Советские мини-машины до сих пор считаются лучшими. Господин Почернин говорит, что если у него вдруг возникают какие-то сомнения в плане соответствия конкретной машинки масштабу, он берет в руки линейку и все тщательно проверяет. Впрочем, за годы, которые мужчина посвятил своему увлечению, ему доводилось попадать на несоблюдение пропорций всего несколько раз. У авторитетных производителей вообще невозможны никакие несостыковки, так что в этом плане все отлично.
Кстати о производителях. Подавляющее большинство моделек, процентов так 70, выпускаются в КНР, процентов 20 изготавливает Россия, причем, качество российских экземпляров не очень, советские были лучше. Неплохие авто делает Гонконг.
Первым экземпляром в коллекции Эдуарда стал КамАЗ-5511, которому в этом году исполнится 38 лет. Машинку коллекционеру подарил отец, и было это в 1983 году. И несмотря на то, что тогда Эдик был уже старшеклассником, он не только сохранил подарок, но и сделал его ключевой фигурой своего будущего богатства. К слову: вначале мужчина увлекался нумизматикой, пробовал также собирать марки, но вскоре остыл к этим занятиям и всерьез увлекся копиями автомобилей.
Сейчас у Почернина 945 моделей, все они описаны в электронном каталоге, занимающем 16 страниц. Машинки расставлены по шкафам прямо в квартире коллекционера, но там они помещаются с трудом — мужчина задумывается о расширении импровизированного «гаражного кооператива». Интересно то, что перед приходом гостей, даже если они взрослые и без детей, Эдуард завязывает дверцы шкафов веревочками, чтобы на автомобили не было никаких посягательств. Если уж кому-то ну очень хочется посмотреть какую-то модель поближе, хозяин сам ее показывает, но в руки любопытному гостю не дает.
Есть в коллекции у мужчины очень интересные экземпляры, например, 6-тидверный ВАЗ-2101, который чем-то напоминает лимузин. По словам коллекционера, такие машины (настоящие, конечно) в свое время выпускали на Кубе, где они использовались в качестве такси. Самые живучие ездят там и до сих пор.
Отдельного внимания заслуживают модели автобусов. К примеру, желтый «Икарус», реальный прототип которого до недавних пор возил белгородцев, в свое время Эдуард купил за 4 тыс. руб., а уже сегодня его можно продать за 7 тыс., но продавать такую ценность, конечно же, никто не собирается.
Увлечение, кстати, обходится собирателям недешево. Стоимость самых дешевых моделей, вошедших в журнальные серии, составляет от 600 руб. и более, а вот если речь идет о вещах ручной работы, то они могут стоить и несколько десятков тысяч рублей. На цену влияет качество сплавов, уровень детализации и пр. Модели, которые снимаются с производства, также прибавляют в цене.
У Эдуарда есть не менее 25 моделей ручной работы, которые он собственноручно усовершенствовал. К примеру, из ГАЗ-13 сделал «Чайку» кинооператора, реальный прототип которой когда-то находился на балансе «Мосфильма». Некоторые модели попали в коллекцию случайно. Например, когда-то в песочнице мужчина нашел разбитую машинку, взял ее в руки, а это оказалась настоящая уменьшенная «Феррари». Над ее восстановлением пришлось хорошо повозиться, но оно того стоило.
Около одного раза в год Почернин проводит инвентаризацию и «техосмотр» своих авто, но на столь кропотливое занятие уходит несколько дней. Специальной щеточкой удаляется пыль, все детали проверяются на предмет целостности и т.д. Некоторые некачественные материалы вздуваются со временем, и машинка теряет первоначальный вид, с этим приходится что-то делать. Однако на такой случай у коллекционера есть запчасти – ремонт Эдуард Владимирович выполняет собственноручно.
С внедрением интернета во все сферы человеческой жизни коллекционерам моделек стало проще, на просторах интернета можно пообщаться, найти новые экземпляры для своей коллекции, поторговаться и просто поделиться опытом с единомышленниками. А когда-то, в 1990-х годах, собиратели автомоделей встречались в Доме культуры «Строитель» по четным воскресеньям. Частым гостем таких собраний был и Почернин, которому, бывало, удавалось обменять какую-то стоящую марку на интересную «Волгу» или «Москвич».
А вот что касается любви к автомобилям в реальной жизни, то их коллекционер так и не испытал, говорит, по нашим дорогам дешевле, да и себе спокойнее ездить на общественном транспорте. Его «коллега» А. Сапрыкин, чья коллекция насчитывает без малого тысячу машинок, тоже не спешит пересаживаться с маршрутки на личный автомобиль. Он считает, что куда полезнее для здоровья ходить пешком. Что касается увлечения, говорит Андрей, то оно заметно расширяет кругозор, ведь приходится читать профильную литературу, искать новые, интересные сведения о той или иной модели и пр.
Мужчина действительно много чего может рассказать и об отечественном МАЗ-200, и о творениях европейского автопрома. Когда-то, будучи еще 8-милетним мальчишкой, Сапрыкин попросил у отца игрушечную железную дорогу – она была настоящей мечтой, так как выпускалась в ГДР и в СССР была редкостью. Однако ее тогда так и не удалось найти, в качестве альтернативы мальчик получил уменьшенную модель 412-го «Москвича», которая по тем временам тоже стоила довольно дорого — больше 1 рубля. С той машинки, выпущенной в Саратове, и началось увлечение мальчика. Кстати, его коллекция тематическая, в ней только советско-российские автомобили, начиная со времен Российской империи и заканчивая нашими днями. По словам Андрея, хоть отечественные машины и не такие красивые, как, скажем, «Феррари» и другие, но они надежны, выносливы, ремонтопригодны и обладают каким-то неповторимым шармом. Взять ту же 21-ю «Волгу», для своего времени она была легендарной машиной, и если бы не советский стиль управления экономикой, у этой модели могло бы быть блестящее будущее.