Живопись Виктора Васина — радостный мир природы и людей

18 мая 2024

Широкую известность в узких кругах имеет художник Виктор Васин. Его самобытное, яркое и вполне современное творчество мало кого может оставить равнодушным. Сложнейшие, практически катастрофические, времена позволили сформировать не только его судьбу, но и особенности творчества.

Наследник отечественной школы живописи

Виктор Федорович Васин родился в 1919 году в Рязанской области. Его окружала удивительной красоты природа: леса, реки, озера и поля, что наверняка и заложило в него поэтическое восприятие мира. Мальчик рос увлеченным и впечатлительным.

Импульсивность характера будущего художника хорошо демонстрирует один эпизод из его детства: увлекшись живописью Айвазовского после переезда с родителями в Москву, мальчик решился на побег из дома желая познакомиться с великим художником лично и отправился в Севастополь, по дороге его поймали и объяснили, что его кумир умер еще в 1900 году. Но эти черты характера остались с ним на всю его жизнь.

Поступив в 1939 году в Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет монументальной керамики, окончить обучение смог только после окончания военных действий, в которых принял непосредственное участие.

Дипломную работу, которой стало монументальное полотно «Александр Невский», не только по достоинству оценили преподаватели, но и выставили на всеобщее обозрение на ВДНХ. После такого успеха ему предложили место в Московском художественном институте им. В. И.Сурикова, где он проработал до 1953 года. В этот период времени, помимо написания картин, молодой живописец активно участвовал в росписи павильонов ВДНХ.

Несмотря на то, что среди его преподавателей было много именитых художников, Васин смог выработать собственный стиль, который хорошо вписался в требования времени. К основным особенностям можно отнести некоторую обобщенность образов, лаконичное отображение сюжета, классический подход к построению композиции и необычный выбор ракурса.

Что касается последнего, то большинство его картин как будто увидены из окна или мимоходом, что делает их близкими и понятными. В качестве примера стоит привести одну из знаменитых картин 1962 года «Ростовский кремль»: здесь показан не яркий монументальный фасад, как это сделали бы большинство художников, а вид с обратной стороны, где среди зелени разместилось поселение на фоне церквей и башен. Если автор желает показать портовую жизнь, то отображает это на холсте как бы из окошка деревянной избы. Все якобы случайно, просто мимоходом, без специальной задумки.

Тема индустриализации, образы рабочих людей со всей силой их характера и настроением, передают зрителю энергию и энтузиазм тех, кто с желанием и напором создавал новое государство. В спортивных сюжетах Васин передает радость силы и красоты молодых людей, причем именно радость сквозит во всех его работах. Видовые пейзажи из различных уголков нашей Родины, где присутствуют морские виды и пустыни, горы и холодные просторы, ряд композиционных портретов, получены в результате многочисленных поездок от южных регионов Крыма до севера.

И даже здесь, через цвет и световые решения мир представлен в самом светлом и оптимистичном настроении, которое обязательно передается наблюдателю, именно эмоциональный настрой и эмоциональное восприятие его картин — то, на что автор и рассчитывал. Фотоаппарат далеко не всегда сможет передать момент так, как это сделает талантливый художник, пропустив видимое через свое восприятие мира.