От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
Хохлома знакома большинству из нас яркой декоративной росписью по дереву: золотые, красные и зелёные краски на черном фоне смотрятся особенно эффектно. Так раскрашивают не только посуду, но и мебель. Роспись имела в основном растительную тематику: веточки, листья, цветы и ягоды. Иногда рисовали сказочных птиц.
Происхождение и технологии промысла
Это один из самых древних исконно русских промыслов. Предполагают, что основоположниками стали иконописцы-старообрядцы, обосновавшиеся в середине XVII века в местных лесах. Считают, что именно они передали технологию жителям деревень по левому берегу Волги в Нижегородской губернии.
Некоторые историки продвигают и дополнительную версию, которая могла дать толчок развитию промысла: жителям разоренных татаро-монгольским игом нужно было выживать, и продажа красивых расписных предметов стала альтернативой уничтоженному земледелию и животноводству, дав возможность выжить. Ближайшая крупная ярмарка располагалась в поселении Хохлома. Отсюда и пошло название промысла. В результате весьма удачного расположения эти изделия быстро распространились не только по всей России, но и стали популярны в Азии и Европе.
Изделия стали настолько востребованы, что над их производством трудились семейные династии. У каждой вырабатывался свой стиль и особенности. В настоящее время есть две основных разновидности: по золотому фону делают роспись черными и красными красками или наоборот по разноцветному фону делают роспись золотом. Но настоящее золото в росписи применяли крайне редко.
Основная масса мастеров использовали особенную технологию: деревянные заготовки из липы, березы или осины, иначе называемые баклушами, грунтовали глиной. Отсюда пошло выражение «бить баклуши», то есть подготовить деревянные болванки, из которых потом вытачивали различные предметы. После просушки получали светлые формы, которые называли бельем.
Далее будущую чашку, солонку или ложку покрывали смесью олифы с порошком олова или алюминия (предмет 2-3 раза покрывали олифой, после чего втирали порошок). После такой обработки изделие помещали в печь и после воздействия высокой температуры оно приобретало золотистый оттенок, по верху которого и создавали растительный узор, после чего покрывали особенным лаком на основе льна.
Русский стиль входит в моду
В середине XIX века хохломской промысел начинает пользоваться особенным спросом. Произошло это после нескольких масштабных выставок в крупнейших городах Российской империи: Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. Члены императорской семьи начали делать индивидуальные заказы, за что в 1882 году один из поставщиков двора Михаил Красильников получил из рук императрицы Марии Федоровны именные часы с благодарственной надписью. Русский стиль надолго входит в моду и не только на родине. На Всемирной выставке, которая в 1889 году прошла в Париже, хохлома завоевывает Гран-при.
Быстрое развитие и высокий спрос повлек снижение качества изделий. В результате была открыта специализированная школа в Семенове, где будущих мастеров обучали обработке дерева и его росписи. После революции новые правители решили сохранить и поддержать промысел. Новые выпускники Семеновской школы развивали технологии и совершенствовали изделия для повышения их привлекательности, так как основная часть выпуска уходила на экспорт.
В годы Великой Отечественной войны промысел сильно пострадал. Все заводы были переориентированы на работу для нужд военной промышленности. Большое количество мастеров погибли. В послевоенное время уже их наследники привнесли свое видение в процесс и узоры, которые стали сложнее. На настоящий момент хохломская роспись сохранилась в двух местах: в Семенове расположены две фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», также есть предприятие «Хохломской художник» в деревне Семино.
Рекорды
В музее при фабрике хранятся уникальные предметы: самая большая ложка имеет длиной 2,67 метров и огромная деревянная чаша высотой 2 метра.
В начале ХХ века была организована возможно самая необычная в мире выставка на воде. Отправившись из порта в Одессе, она проехала через Турцию, Египет, Ливан, Польшу и Францию. Распродажи превысили все ожидаемые объемы.
Но и это оказалось не самым удивительным достижением. Хохломской росписью были оформлены 8 лайнеров в связи с сорокалетним юбилеем полетов из Лондона в Москву.
Каждый год в Семенове, который считают столицей хохломы и где расположен один из заводов, проходит ежегодный Международный фестиваль народных промыслов под названием «Золотая хохлома». На каждый такой праздник пекут гигантский пирог в виде символа хохломской росписи — жар-птицы. Его высота около 2,5 метров.