Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
В 1924 году в среднерусском селе произошло чудо — родилось новое искусство, своеобразное, не похожее ни на что, бывшее прежде, и в то же время, проникнутое тончайшей художественной традицией древнерусской живописи. Казалось, эта традиция потихоньку умерла, выродилась в примитивный шаблон деревенского богомаза, после того как основная линия развития искусства переместилась в светскую живопись. Но когда после революции ремесло этих богомазов оказалось, как будто ненужным, они нашли ему новое применение. Перейдя с дерева на папье-маше, заменив Богородицу «Пастушком» или «Битвой», мастера «Артели древней живописи» сумели отбросить шаблоны, возродить спящую традицию на неожиданной, новой основе.
В коллекции В. Я. Андреева, о которой мы сегодня рассказываем, — только ранний Палех, то, что уже стало историей. Вглядываясь в чуть потрескавшуюся и потускневшую поверхность первых шкатулок, расписанных основателями промысла, попадаешь в поэтический, музыкальный мир, построенный гармонично и ясно, законченный и очень строгий.
Сдержанные, точно сгармонированные краски, музыкальная ритмичность линий, нигде не раздробленная бытописательскими подробностями, оживляют, независимо от сюжета, мир древней культуры. Они требуют сосредоточенного внимания, вживания в этот мир, и потому при всей своей точнейшей согласованности с формой предмета, при всей нарядности могут быть отнесены не только к декоративным формам искусства.
Нежной музыкой свирели звучат хороводы И. Зубкова. Боттичеллевской певучестью линий и цвета поражает искусство Ивана Голикова, художника-поэта, органически сплавившего иконные и фольклорные традиции с собственным, очень индивидуальным, сказочно-праздничным ощущением мира. Его «Хоровод», с необычайной свободой охвативший широкое поле железного подноса (в 1924—25 годах палешане, еще не наладив своего производства, получали для росписи готовые шкатулки из Федоскина и подносы из Жостова), — настоящая жемчужина коллекции В. Я. Андреева. Пушкинским ощущением красочной, сказочной стихии дышит расписанная И. Голиковым шкатулка «Вниз по Матушке по Волге» (1924). В ней — как бы зерно его будущих композиций на пушкинские темы.
Иллюстрация — одна из основных линий развития искусства Палеха. Это естественно: в сущности, иллюстрацией, изобразительной интерпретацией литературного текста была в известной степени и икона. Но замена одних текстов другими здесь меньше всего могла быть механической. Вместе с церковными текстами уходили в прошлое все «прописи», все канонические, раз навсегда заданные композиции и образы. Художники получили творческую свободу, широкую возможность выражать на веками выработанном, утонченном художественном языке свое собственное отношение к меняющемуся и красочному миру. И первые же их попытки оказались художественным открытием.
Прошло сорок с лишним лет, и тончайшие кисти палешан успели оплести золотым узором едва ли не все лучшие произведения классической и советской литературы — начиная от близких их сердцу сказок Пушкина, до вещей, казалось бы, неожиданных для этого нарядного и условного искусства. Здесь было немало художественных открытий, были и неудачи — при встрече с образами, не вмещающимися в прекрасную, но ограниченную достаточно тесными рамками художественную манеру Палеха.
Уже в ранней—1928 года—работе А. Котухина «Красноармейцы» иконные лики и позы юных витязей в буденновских шлемах явно спорят с той трезвой наблюдательностью, какую проявил мастер в передаче красноармейского снаряжения и палаточного лагеря. И это противоречие только углублялось в позднейших работах палехских мастеров. Так закономерные попытки расширить возможности своего искусства, вместить в него весь мир чувств и образов, волнующих современного человека, понемногу меняли изнутри палехское искусство, не затрагивая как будто его специфики, не отменяя ни золотистой узорчатости, ни чистоты цвета, ни условности рисунка.И все же поэзия незаметно уступала место прозе, музыкальность — повествовательности. Композиции становились все более сложными, многослойными, пространственными, рисунок — более подробным и точным, цвет — более дробным и ярким. Шкатулку стали «читать», как книгу, — от угла к углу, от стенки к стенке, прослеживая сюжет, останавливаясь на подробностях. Подробности, впрочем, часто кажутся наивными — своеобразный эффект столкновения реальной современной тематики с декоративно-сказочными приемами ее трактовки. Это противоречие, видимо, неизбежно, но оно явно не на пользу Палеху. Прежней органичности поэтического восприятия мира не чувствуется в современных миниатюрах. Еще яснее это проявляется в стенных росписях, все более теряющих специфически палехское ощущение жизни, чтобы приблизиться к рядовым иллюстрациям детских книжек.
Так или иначе, прямое сравнение работ классиков палехского искусства с творчеством их сегодняшних продолжателей производит довольно грустное впечатление. Легко понять собирателя, отдающего всю свою любовь первым. Но нельзя при этом не задуматься о судьбе живого, сегодняшнего Палеха. Есть ли способ вернуть палехскому искусству прославившую его органическую поэтичность народного видения мира? Я не знаю. Во всяком случае, никакое подражание шедеврам раннего Палеха тут не поможет.
Ю. Герчук, журнал «Декоративное искусство СССР», 1969 г., № 10, с. 52.