Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Императорское величие старинного фарфора
Принято считать, что только биография великих людей служит своего рода зеркалом истории, которое детально отражает основные черты времени. На таких примерах можно понять, что было важным и значимым, трагичным и торжественным. Однако есть ещё и другая история, которая пишется скупыми тезисами в специализированных справочниках, рассказывается стандартными фразами во время тематических экскурсий. Это – история предприятий, которым, как и людям, можно присвоить определение «великие». Их величие – в вековых традициях и новаторстве, всемирной известности и славе.
Каждое из этих предприятий служило полем для самореализации и творчества людей, которые их основали, которые на них работали и за них боролись. Иногда это была борьба, вызванная войной или упадком, иногда – из-за амбициозных планов быть лучшими, производить лучшее, а глобально – делать жизнь лучше. Такие масштабные планы воспринимаются потомками как наивная романтика минувших лет, но изделия лучших заводов, фабрик, мануфактур по-прежнему вызывают восхищение и служат предметом коллекционирования. Именно таков императорский фарфор, который сегодня является брендом и связан с ассортиментной линейкой изделий так называемого класса люкс. Однако всему, что когда-либо было изготовлено на Императорским фарфоровом заводе, можно присвоить это определение. Не только из-за названия предприятия, смена которого – тоже часть истории, но и благодаря уникальному стилю и качеству его изделий.
Императорский фарфоровый завод был основан в 1744 г. и по праву считается одним из старейших предприятий в Европе. Изначально он носил название «Порцелиновая мануфактура», которое в 1765 г. поменялось на «Императорский фарфоровый завод», а с 1917г. – Государственный фарфоровый завод. В связи с 200-летним юбилеем Российской академии наук в 1925 г. название приурочили к имени М. Ломоносова. Эта история отразилась в особенностях маркировки: изделия фарфорового завода имели клейма ГФЗ, ЛФЗ, причём последнее истолковывалось ещё и как Ленинградский фарфоровый завод (ИФЗ расположен в Санкт-Петербурге).
Начиналось всё с амбиций, когда в XVIII веке в России был высокий интерес к фарфору, а всё, что могло его удовлетворить, привозилось из-за границы. По поручению императрицы был заключён договор с Христофором Гунгером, согласно которому он должен был организовать производство фарфора в Санкт-Петербурге под надзором управляющего кабинетом Её Императорского Величества барона Ивана Черкасова. Ожидания не оправдались: Гунгер оказался недостаточно сведущ, поэтому производство было доверено сподвижнику М. Ломоносова, химику Д. Виноградову. Он сумел наладить изготовление высококачественного фарфора. Сменялись модельмейстеры и главные специалисты, совершенствовались технологии и наращивались производственные мощности – императорский фарфор стал достойной альтернативой заграничному.
Фирменный стиль ИФЗ – кобальтовая сетка, уникальная по своему изяществу и оригинальности. Завод выполнял заказы императорской семьи, которые изготавливались в двух экземплярах, один – для музея, созданного по распоряжению императора Александра III. Эта традиция сохранилась в ХХ веке, в том числе и в советское время. В первой половине ХХ века на заводе творили известные художники-супрематисты: Н. Суетин, К. Малевич, И. Чашник. Множество стилей и вариаций, художественных находок и творческих концепций – всё это вобрал в себя фарфор, который сегодня представлен в известных музеях мира.
Императорский фарфоровый завод – статуэтки или посуда – это изысканная безупречность и красота, аристократичная чистота форм и гармония цветовых решений. Коллекционирование старинного фарфора не обходится без изделий ИФЗ: фарфор, снискавший любовь императорской фамилии, получивший мировое признание, переживший века, войны и революции, достоин своего великого звания.
ИФЗ статуэтки поражают своим разнообразием, которое служит наглядным отражением разных эпох: пасторальные фигурки, идеологические мотивы, популярность известных сказок и литературных произведений – всё это нашло своё воплощение в искусстве мелкой пластики. Политические лозунги и агитационная направленность изделий тоже имели место в истории ИФЗ, но талант мастеров сумел придать своеобразие даже утрированной идеологической стилистике. Сегодня стоимость некоторых статуэток, например, созданных по мотивам чеховских произведений, достигает 10 тыс. долларов. Однако даже эти впечатляющие цифры не могут передать всё великолепие фарфора императорского завода, ценность которого – в величии творчества, в богатстве фантазии, в совершенстве, облечённом в хрупкую форму.